Расследование это упк

Предварительное следствие

Расследование это упк

Источник: Предварительное следствие

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

– Следственный комитет РФ,

– следственные подразделения органов внутренних дел;

– следственные органы Федеральной службы безопасности

– следователей Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

– день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

– день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

– время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);

– время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

– до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;

– до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;

– дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем – Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

– возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;

– возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования

– возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

– осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);

– эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;

– обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;

– допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;

– предъявление для опознания:

– следственный эксперимент;

– проверку показаний на месте;

– контроль и запись переговоров;

– получение информации о соединениях между абонентами;

– назначение и производство судебной экспертизы.

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

– осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

– обыск и выемка в жилище,

– выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,

– личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);

– выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

– наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

– контроль и запись телефонных и иных переговоров;

– получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан.

Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья.

Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

– прокурор;

– следователь и руководитель следственного органа;

– орган дознания;

– дознаватель и начальник подразделения дознания;

– потерпевший;

– частный обвинитель;

– гражданский истец;

– представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

– подозреваемый;

– обвиняемый;

– законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;

– защитник;

– гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

– свидетель;

– переводчик;

– понятой;

– эксперт;

– специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P. S. В дополнение к данной консультации предлагаю ознакомиться с докладом на тему “Уголовное следствие в России: теория и практика”.

Также приглашаем посетить наш сайт “Адвокат в Краснодаре”, а если хотите получать новые советы и интересные публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной и актуальной информацией.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/predvaritelnoe-sledstvie-5c03d7dce31d0b03d6bb21f9

Производство предварительного следствия: сущность, система

Расследование это упк

Определение 1

Под предварительным следствием понимается одна из ключевых форм предварительного расследования, которая происходит во время досудебного производства по уголовным делам.

Это обусловлено несколькими причинами: специфическим характером преступлений, которые являются подследственными органам предварительного следствия, затруднения в их расследовании и др. Для предварительного следствия свойственно иметь условия расследования аналогичные производству дознания.

Помимо этого для предварительного следствия характерно разрешение таких же задач, что и для дознания, а также процессуальный порядок производства предварительного следствия и дознания.

Но из-за ряда обстоятельств, особенностей уголовных дел, которые являются подследственными органам предварительного следствия, предварительное следствие имеет особые, свойственные исключительно для него, процессуальные правила. К примеру, одно из различий заключается в разнице сроков предварительного следствия и сроков дознания.

Помимо этого отмечается ряд особенностей создания следственной группы из-за трудностей и объемов производства предварительного следствия, правового уровня следователя, который ведет предварительное следствие, а также завершения предварительного следствия.

Сегодня предварительное следствие имеет много общего с дознанием, которое осуществляется на основании Устава уголовного судопроизводства 1864 г. По причине того, что его осуществление следователями органов исполнительной власти происходит во время производства предварительного следствия, то судебного присутствия нет.

Замечание 1

Важно отметить, что уголовное судопроизводство Российской империи именовало данную стадию «предварительным исследованием».

Если рассматривать предварительное следствие в виде предварительного расследования, то это система процессуальных действий, которая отрегулирована при помощи норм уголовно-процессуального законодательства, определяющая свод правил производства предварительного следствия и правовой статус следователя, который осуществляет его в ряде конкретных условий.

Предварительное следствие начинается с производства предварительного расследования, определение же его происходит с момента, когда возбуждается уголовное дело. Речь об этом идет в ч.1 ст. 156 УПК.

Помимо этого при рассмотрении предварительного следствия в виде одного из видов предварительного расследования, следует помнить, что его производство должно осуществляться по всем уголовным делам.

Исключением являются те уголовные дела, по которым происходит дознание.

Замечание 2

Обязательным условием производства дознания является факт наличия возбужденного уголовного дела по признакам преступления, которое входит в список преступлений ч.3 ст.150 УПК. В большинстве случаев, туда включены преступления небольшой или средней тяжести.

Помимо этого осуществление предварительного расследования может происходить в виде дознания, а также на основании письменного указания прокурора.

Исходя из этого, все остальные возбужденные уголовные дела, которые не входят в список признаков преступлений, которые предусмотрены в ч.3 ст. 150 УПК, подлежат производству предварительного следствия.

К ним относятся преступления, представляющие высокую общественную опасность в сравнении с преступлениями, которые подлежат производству дознания.

Производить предварительное следствие могут участники уголовного судопроизводства, которые прикреплены к обвинению, а также у которых есть процессуальный статус следователя. Помимо этого заниматься производством предварительного следствия в целом имеют право и руководители следственных органов, имея ряд полномочий следователя либо руководителя следственной группы.

Замечание 3

Производить ряд процессуальных действий следователем, который ведет производство предварительного следствия по уголовному делу, может быть ограничено из-за того, что данные процессуальные действия вмешиваются в ряд соответствующих прав и свобод личности.

Во время предварительного следствия осуществление ряда процессуальных действий важно производить на основании процессуального контроля участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, не участвующими в осуществлении определенных уголовных дел, но производящими общее управление производством предварительного следствия. Помимо этого руководители следственных органов ответственны за производство по уголовному делу.

Исходя из этого, можно сказать, что предварительным следствием является один из видов предварительного расследования, который осуществляется следователем в рамках его компетенции, также он регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Помимо этого отмечается его связь с тем, чтобы обнаружить, закрепить, проверить и оценить доказательства, направленные на защиту прав и интересов потерпевшего, а также иных участников процесса.

Опиши задание

Этапы производства предварительного следствия

Выделяется ряд этапов производства предварительного следствия. Теория уголовного процесса объединяет данные этапы в конкретную систему.

В системе предварительного следствия выделяется ряд аспектов. Вот некоторые из них:

  1. Следователь принимает уголовное дело в производство. Следует отметить, что УПК предусматривает личную ответственность следователя за осуществление предварительного следствия. Это обусловлено тем, что для следователя перед тем как начать производство следственных действий, которые направлены на сбор доказательств по определенному уголовному делу, важно взять уголовное дело в свое производство. Как только данное действие осуществлено, для следователя открывается весь перечень процессуальных полномочий, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия необходимы для исследования обстоятельств уголовного дела, сбора, проверки, оценки доказательств. Также следует отметить, что с этой минуты следователь ответственен за осуществление уголовного дела.

Замечание 4

Следователь может принять уголовное дело двумя методами. Все зависит от обстоятельств. В ситуациях, когда уголовное дело возбуждается непосредственно следователем, а также является подследственным ему, то следователю следует вынести единое постановление о возбуждении уголовного дела, а также о его принятии в свое производство. Речь об этом идет в ч.

1 ст.156 УПК. В ситуациях же когда следователю поручили производство по уголовному делу, которое уже было возбуждено, то ему следует вынести постановление о том, что оно принимается к его производству. Копия данного постановления в течение 24 часов с момента, когда его вынесли, должна быть направлена к прокурору. Речь об этом идет в ч.2 ст.156 УПК.

  1. Следственные действия производятся для того чтобы установить обстоятельства уголовного дела. Данный аспект затрагивает не только производство процессуальных действий, являющимися методом сбора доказательств во время производства по уголовному делу, но и выявление обстоятельств, которые подлежат доказыванию, позволяют принять другое процессуальное решение.
  2. Привлекается лицо в виде обвиняемого.
  3. Проверяются доводы сторон защиты и выполняются следственные действия относительно окончательного установления обстоятельств, которые необходимо доказать.
  4. Завершение предварительного следствия.

Производство предварительного следствия имеет ряд правил, применимых исключительно к предварительному расследованию. Среди данных правил выделяются следующие: время предварительного следствия, осуществление предварительного следствия следственной группой, привлечение в виде обвиняемого.

Замечание 5

Следует отметить, что особую важность во время производства предварительного следствия играет связь с органами дознания. Особенно с теми органами дознания, которые имеют право заниматься производством ОРМ.

Данное взаимодействие во время работы по предварительному следствию влияет на появление следственных версий, отработку которых необходимо производить при помощи производства процессуальных действий, которые направлены на то, чтобы установить обстоятельства во время работы по уголовному делу и выявления лиц, которые имеют отношение к преступлению.

Опиши задание

Виды взаимодействий во время производства предварительного следствия

При классификации взаимодействий по уровню расследования уголовного дела выделяется несколько их видов:

  • стадия, на которой происходит возбуждение уголовного дела;
  • стадия предварительного следствия по уголовному делу;
  • во время производства по уголовному делу, которое было приостановлено.

Все эти виды взаимодействия находят отражение во всех упомянутых ранее организационно-правовых режимах.

Следует отметить, что каждый вид взаимодействия имеет ряд своих особых форм взаимодействия. Любая из этих форм имеет особые задачи взаимодействия, а также определенные и взаимные права и обязанности ее участников.

При ключевом виде взаимодействия следователя и органов, которые осуществляют ОРД, во время обычного организационно-правового режима следует обратить внимание на осуществление поручений проведения розыскных мероприятий, на автономное производство розыскных и ОРМ в ситуациях, когда лица, которые совершили преступление, не найдены, на обоюдное производство следственных действий вместе с ОРМ, а также на то, чтобы следственные действия были обеспечены в оперативном порядке.

Замечание 6

Ч.4 ст.157 УПК служит базисом для процессуальной основы взаимодействия во время работы по предварительному следствию следователя, а также органов дознания. Согласно данной статье для органа дознания допустимо осуществлять следственные действия, ОРМ исключительно с согласия следователя.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК следователь имеет право во время предварительного следствия по уголовному делу давать поручения в проведении ОРМ органам дознания.

В нормах уголовно-процессуального законодательства имеются уточнения порядка, согласно которому направляются поручения такого типа в ситуациях, когда необходимо осуществление ОРМ не на месте работы предварительного следствия. Согласно п.1 ч.1 ст.

40 УПК органы, которые наделены рядом полномочий по работе ОРД, считаются органами дознания.

В ситуациях, когда направляется руководству следственного органа уголовное дело, работая с которым было не найдено лицо, которое совершило преступление, для органа дознания важно принять розыскные и оперативно-розыскные меры, для того чтобы установить лицо, которое совершило преступление. При этом важно поставить в известность следователя о результатах данных мер.

Замечание 7

Беря во внимание тяжесть осуществленного преступления, а также ряд других обстоятельств такой тип взаимодействия производится в виде формирования следственно-оперативной группы.

Важно обратить внимание на ряд факторов, а именно:

  • управленческую функцию следователя во время взаимодействия при работе над уголовным делом;
  • личную ответственность всех участников, которые принимают участие в работе над уголовным делом, а также во время взаимодействия;
  • независимость во время определения методов и средств работы ОРМ, которые производятся определенными должностными лицами органов дознания во время работы над уголовным делом;
  • факт наличия плавности взаимодействия и т.д.

Важно отметить, что учитывая процессуальный характер поручения, оно является письменным указанием следователя, который занимается производством уголовного дела, иному органу предварительного расследования относительно производства определенных процессуальных действий, а также ОРМ.

Помимо этого для следователя важно отправить поручения органам дознания, не только тем, что действуют в области юрисдикции следователя, но и в районах, которые не подлежат его юрисдикции.

Все ситуации, когда имеют место поручения следователя, необходимо воспринимать как обязательные для органов дознания.

Для того чтобы ускорить выполнение поручений, его важно отправить прямо в районный отдел внутренних дел, непосредственно руководству следственного органа, для которого важно осуществить ряд соответствующих процессуальных действий либо ОРМ.

Если же поручения не выполняются в указанный срок, то исполнитель поручения должен в обязательном порядке уведомить следователя, который направил это поручение о том, по каким причинам поручение не выполняется в срок.

В ситуациях, когда данное сообщение не получено, следователю необходимо уведомить об этом свое руководство, начальника отдела органов внутренних дел либо прокурора города. Для этих должностных лиц важно определить причины задержки и отреагировать соответствующим образом.

Замечание 8

В ситуациях, когда человек, относительно которого было оформлено поручение, покинул постоянное место жительства, то для следователя, органа дознания, которое выполняет поручение, важно определить новое место нахождения и переправить поручение необходимому органу предварительного расследования, для того чтобы оно было исполнено. Вместе с этим, важно помнить, что о данных действиях должен быть уведомлен следователь, который дал поручение. В ситуациях, когда не удалось определить новое место жительства данного лица, следует вернуть поручение и при этом указать причины, по которым оно не было исполнено, а также прикрепить все необходимые справки.

Нельзя отправлять поручения для работы по таким следственным действиям, выполнение которых находится в кругу обязанностей непосредственно следователя, который ведет работу по уголовному делу.

Среди действий такого типа выделяются: предъявление обвинения, а также производство допроса обвиняемого, ряд следственных действий, в которых фигурирует обвиняемый, производство допросов подозреваемых, проведение ознакомления с материалами дела обвиняемых.

Важно отметить, что непосредственно поручение по работе следственного или розыскного действия в ином месте ограничено во времени. Так, его следует выполнить не позднее 10 суток.

Особое внимание следует уделить ситуациям, когда должностное лицо, которому пришло поручение в письменной форме, специально не осуществило поручение, а также не осуществляет отправку мотивированного письма о том, что не может выполнить данные действия, его следует привлечь к административной ответственности. Речь об этом идет в ст.17.7 КоАП.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/proizvodstvo-predvaritelnogo-sledstvija/

Ст 150 УПК РФ: предварительное расследование в уголовном процессе и деле, формы следствия

Расследование это упк

Предварительное расследование присуще большинству уголовных дел. Оно являет собой самостоятельную стадию производства, которая состоит в подготовке материалов дела для судебного производства. Иногда на этом этапе принимают решение о прекращении уголовного преследования и уголовного дела. Регулирует порядок проведения предварительного расследования ст. 150 УПК РФ.

О чем статья упк?

В уголовном процессе досудебное расследование является основным способом сбора материалов и доказательств вины конкретного субъекта. Исключением являются дела частного обвинения. В данном случае подготовкой материалов и ведением расследования занимается сам потерпевший при содействии мирового судьи.

Предварительное расследование в уголовном процессе ставит перед собой несколько целей:

  • раскрыть злодеяние;
  • изобличить человека, виновного в злодеянии или реабилитировать лицо невиновное;
  • сформировать доказательную базу для судопроизводства;
  • обеспечить участие обвиняемого в судебном заседании;
  • гарантировать возмещение вреда, причиненного нарушением закона.

Достичь этих целей можно путем обеспечения права потерпевшего и обвиняемого на защиту, сбором доказательств и необходимых сведений, а также применением мер принуждения. Выполнение этих задач является прямой обязанностью работников правоохранительных органов при производстве по каждому делу.

Итогом предварительного расследования является выдвижение обвинительного постановления или акта, постановления для направления на принудительное лечение.

Предварительное расследование начинается с возбуждения уголовного производства и заканчивается в момент издания следователем постановления о направлении дела в суд или его закрытии.

Основные положения

Раскрытие преступления – это затяжной процесс установления обстоятельств, которые требуется доказать. Согласно УПК РФ, преступление считается раскрытым быстро, если процедура завершилась в установленные законом сроки. Раскрытым злодеяние считают с момента вступления в силу обвинительного приговора.

Непременным условием раскрытия нарушения закона является достаточная совокупность доказательств, которые подтверждают сам факт преступления и виновность конкретного лица в совершении этого злодеяния. Полное раскрытие правонарушения обеспечивает справедливый приговор и определение соразмерного наказания.

Общая характеристика предварительного расследования уголовных дел включает в себя такие основные положения:

  1. Характер и место производства:
  • формы расследования;
  • подследственность дела;
  • место проведения предварительного расследования;
  • производство неотложных следственных мероприятий.
  • соединение уголовных дел;
  • выделение уголовного производства;
  • выделение в отдельное уголовное производство материалов дела.
  1. Начальный и конечный моменты в производстве:
  • начало предварительного следствия;
  • конец предварительного следствия.
  1. Обязанности контролирующих органов по устранению обстоятельств, которые способствуют совершению новых злодеяний, а также обстоятельств, нарушающих права и интересы других участников процесса:
  • меры по обеспечению гражданского иска;
  • обязательность приема заявления от граждан;
  • попечение о детях, пожилых родственниках и иждивенцах обвиняемого;
  • принятие мер по выявлению, пресечению обстоятельств, способствующих совершению злодеяния.
  1. Информацию, составляющую непосредственно предварительное расследование:
  • неразглашение данных предварительного следствия;
  • восстановление уголовных дел.

Субъектами предварительного расследования считаются органы дознания и предварительного следствия. К ним относят прокуратуру, органы внутренних дел, ФСБ, госнаркококнтроль, таможенные службы, а также органы юстиции и должностных лиц вооруженных сил.

Виды и от чего зависят сроки наказания

Формой предварительного расследования называют совокупность конкретных процедур, условий и гарантий стадии производства. Форма следствия может усложняться или приобретать упрощенный вид в зависимости от степени тяжести нарушения закона.

Статья 150 выделяет такие формы предварительного расследования в уголовном процессе РФ:

  • предварительное следствие;
  • дознание.

Предварительное расследование − это более сложная форма ведения уголовного процесса, которая гарантирует установление истины и соблюдение конституционных прав всех участников процесса.

Предварительное следствие не должно вестись более 2-х месяцев с момента возбуждения производства. При наличии обстоятельств, описанных в УПК, время расследования может быть судьей продолжено до 6, 9, 12 и 18 месяцев. Если прокурор вернул материалы дела следователю на доработку, он должен исправить недочеты за 1 месяц.

Дознание − это упрощенная форма следствия. Оно осуществляется по делам, где проведение полноценного предварительного расследования не обязательно. Главными условиями для осуществления дознания является незначительная опасность содеянного нарушения закона и невысокая сложность расследования.

Дознание проводят в течение 30 суток, в редких случаях срок может быть увеличен прокурором. Если дело рассматривают по ускоренной модели, то срок дознания может быть сокращен до 20 суток.

Существует еще и третья форма расследования − производство неотложных следственных мероприятий.

Это факультативный этап расследования, на котором работники органа дознания вместо сотрудников следственного отдела возбуждают уголовное дело, и выполняют оперативно-розыскную деятельность.

Делают это для своевременного закрепления следов злодеяния и установления круга виновных лиц. Сотрудники дознания обязаны направить собранные материалы прокурору для передачи следователю в срок 10 суток после возбуждения производства.

Неотложные меры процессуального характера предпринимаются в случаях, когда присутствует вероятность, что следы преступления могут исчезнуть, виновное лицо скроется от следствия, а также возможность возмещения ущерба от содеянного злодеяния будет утрачена.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/st-150-upk-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.