Раскаяние это признание вины

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины

Раскаяние это признание вины

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного.

Информация взята из книги психолога Марины Сульдиной «Вина мнимая и настоящая».

Вина мнимая и настоящая

Представьте, что опаздываете на деловую встречу. Вас ждет начальник и коллеги, которые не могут начать встречу без вас. Что бы вы чувствовали в этот момент? Многие люди в такой ситуации испытывают страх, дискомфорт, стресс и, как ни странно, вину.

А теперь представьте, что опаздываете к родителям, которые с самого утра ждут вашего приезда. В этом случае мы тоже испытываем вину, но есть разница.

В первом случае мы боимся за себя. Ведь это о нас плохо подумают коллеги, а начальник наверняка решит, что мы непунктуальны. Во втором случаем мы причиняем неудобства не себе, а родителям.

Марина Сульдина — психолог, старший преподаватель Московского провославного института. Не советует считать себя «хуже всех»

В этом отличие настоящей вины от ненастоящей. Если мы причинили боль другим людям — вина настоящая, если мы переживаем за себя — вина мнимая (невротическая).

Как чувство вины доводит человека до невроза

Смысл настоящего чувства вины — показать нам, в чем мы неправы. Чтобы мы могли исправить ситуацию.

Но иногда, даже здоровое чувство вины ведет нас к саморазрушению.

Митрополит Антоний Сурожский рассказал историю о человеке, который 60 лет жил с чувством вины. Этот человек в молодости нечаянно погубил свою возлюбленную. Во время перестрелки она подняла голову и он выстрелил в нее.

Человек был шокирован произошедшим. Он раскаивался в своем поступке многие годы. Ходил на исповедь, молился, причащался, но успокоения так и не получил.

И вот, спустя 60 лет после произошедшего он пришел к Антонию Сурожскому и рассказал ему о своих терзаниях.

Но зачем ты просишь прощения у Бога, — спросил его митрополит, — проси прощения у своей девушки. Сегодня же, после молитвы обратись к ней и попроси прощения.

Человек так и сделал. И наконец, его душа получила успокоение.

Пять шагов к прощению

Чтобы обезопасить себя от неврозов, связанных с чувством вины нужно пройти путь из 5 этапов:

Понимание произошедшего

Жизнь — это череда принятия решений. Одни наши решения верны, другие — нет. На этом этапе необходимо осознать, что что-то пошло не так, как должно было.

Осознание ответственности

Если в произошедшем есть ваша вина, необходимо сразу признать ее. Попытка отвести от себя обвинения может не только привести к неврозу, но и испортить отношения с близкими людьми.

Раскаяние

Необходимо проявить желание исправить ситуацию. Решимость исправить свой поступок запускает искупление.

Искупление

Искупление вины — путь к прощению. Если вы причинили обиду, то единственный способ это исправить — подарить любовь и заботу.

Искупление — это ваши действия. Например, мальчик потерял на улице кошку. А затем весь вечер искал ее, пока не нашел. Или сын украл деньги у матери, а потом взял подработку и вернул.

Прощение

Прощение — это самый важный этап в исправлении ситуации. Если не получить прощения, это может привести нас к отчаянию.

Порой люди зацикливаются на получении прощения, которое не приносит им облегчения. В этом случае необходимо осознать, что мир несовершенен. И наш поступок, который причинил кому-то неприятности сделал этот мир чуточку несовершеннее. Главное — вынести для себя урок и не поступать так в будущем.

Нездоровое чувство вины

Наша психика умеет вводить нас в заблуждение. Страх, боль, стыд, тревога маскируются и скрываются, а на поверхности появляется невротическое чувство вины.

Боязнь критики

Одна женщина, услышав неприветливый голос подруги в телефонной трубке, начала мучиться, вспоминая, чем же она могла ее обидеть во время последней встречи. Женщина думала, что виновата чем-то, хотя ее подруга просто была занята и ей неудобно было разговаривать.

В этом примере женщина на самом деле боится неодобрения, ее одолевает страх быть непринятой. Такие люди просят прощения и оправдываются, если чувствуют угрозу критики.

Можно посоветовать людям с подобным неврозом более адекватно относиться к замечаниям в свой адрес. Не принимать их лично. Вместо этого использовать замечания как повод изменить что-то в своем поведении.

Хроническое чувство вины

Некоторые люди чувствуют вину, если кашлянули в автобусе. Оправдываются, если просят близкого человека о небольшой услуге. Чувствуют угрызения совести, если напоминают знакомому вернуть деньги, отданные в долг.

Под чувством вины у таких людей маскируется травма, которую они получили в детстве. Возможно, они были гонимыми в школе или их много раз отвергали близкие люди. И вот теперь они боятся причинить малейшие неудобства окружающим.

Самостоятельно побороть такой невроз сложно. Здесь нужна помощь специалиста.

Защита от внешней угрозы

Одна женщина исповедовалась в том, что гневается на мужа и не имеет кротости перед ним. Однако, как выяснилось позже, ее супруг обладал деспотичным характером и сам вел себя жестко по отношению к ней.

В этом случае ее реакция — ответный гнев — была естественной. Это был не грех, а самозащита.

Половая тряпка

Некоторые люди настолько боятся ответственности за свои поступки, что добровольно лишают себя всякого выбора. Они опускаются на самое дно и все тревоги уходят. Жизнь как бы течет сама собой.

Про это говорил иеромонах Макарий (Маркиш): «Вот, лежит у меня на пороге половая тряпка. Ругаюсь ли я с ней? Нет. Гневается ли она? Да никогда. А если и подает она какой возглас — то я пройдусь по ней каблуком — и она смиряется. Полежит такая тряпка у порога, подзатаскается, а когда совсем в негодность придет — я ее швырну на помойку и другую положу не ее место».

В этом случае именно страх ответственности заставляет людей принимать на себя любую вину, лишь бы не приходилось что-то в своей жизни менять.

Вина перед собой

Иногда, единственный человек, которому мы причиняем боль — мы сами.

Например, во время собрания у нас была мысль высказать что-то полезное, но мы этого не сделали. Мы будем жалеть об упущенной возможности показать себя, принести пользу окружающим.

Многие люди, навредив себе, уходят в самоуничижение. Самоукоры и самообвинения только ухудшают ситуацию.

К сожалению, святые отцы также учат нас самоосуждению, осознанию совей греховности.

Но разве Господь хочет нас осудить? Причинить нам страдания из-за угрызений совести? Нет. Осознав свою греховность, мы должны приложить все усилия, чтобы исправиться. Этого же хотят от людей и святые отцы.

Что в итоге

Научитесь различать настоящую вину, когда ваши действия причиняют боль другим людям.

Приложите усилия, чтобы получить прощение. Иначе чувство вины может перерасти в саморазрушение.

Получив прощение — успокойтесь. Мир неидеален.

Если вы чувствуете вину, не причинив другим людям вреда — это чувство невротическое. Найдите причину вашего переживания или обратитесь за помощью к специалисту.

Если вы причинили вред самому себе — не укоряйте себя. Приложите усилия, чтобы исправиться.

Андрей Погожев

Не нужно себя ни в чем винить! И другие советы священника

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/raskajanie-bez-proschenija-privodit-k-nevrozam-sovety-psihologa-o-chuvstve-viny.html?blog=2018-07-12-kak-borotsya-s-gnevom

Преступление и наказание: как вина уничтожает личность

Раскаяние это признание вины

Вина – это состояние человека, нарушившего моральные стандарты, либо юридические нормы, либо религиозные кодексы.

Но главный смысл вины кроется не столько в формальном пренебрежении или нарушении социальных законов, сколько в причинении зла, нанесении ущерба (морального, материального, социального, политического). Механизмы отрицания вины, поэтому строятся именно на умалении зла или его полном отрицании.

Вследствие чего виновным признают независимо от осознания вины самим “нарушителем”. Притупление у людей чувства вины может привести к беспорядкам и произволу. В этом заключаются важнейшие функции вины:

  • саморегулирующая (обеспечение субъекта информацией о его поведении);
  • социальная (обеспечение социальной конформности членов общества).

Но кроме вполне функциональной и адекватной вины, часто встречается вина дисфункциональная, патологическая. В данном случае вина несоизмерима содеянному, либо содеянное вообще не реально, а является лишь результатом размышлений “виноватого”.

Для того, чтобы почувствовать вину, необходимо осознать некий проступок, признать негативные результаты этого проступка, а также то, что совершённое по сути запрещено или нежелательно. Важным условием возникновения чувства вины является также способность к самокритике.

Самокритичность позволяет в норме обнаружить образование некоторого противоречия в мыслях, чувствах, поступках. Но если мы возвращаемся к ситуации дисфункции, то искажённая самокритичность будет источником патологической вины. Именно внутренний критик/судья выносит приговор и приводит в действие наказание.

А наказанием служит в первую очередь острое и болезненное переживание вины.

Что происходит во время переживания вины:

  1. переживание тревоги и страха из-за предполагаемого наказания, осуждения, а также из-за угрозы утраты самоуважения;
  2. влияние наказания и осуждения на самооценку личности (от сожаления и раскаяния до угрызения совести и комплекса вины – мучительного переживания нравственного зла в самой личности);
  3. появление стремления загладить и искупить вину всеми возможными способами.

Чрезмерная апелляция к чувству вины ведёт к психопатологии личности: порождает невротические синдромы, снижает самооценку, разрушает самообраз.

При патологизации вины велик риск использования неадекватных способов совладания с ней. Самыми популярными являются проецирование вины на другого и “искупление” её с помощью саморазрушающего поведения (алкоголь, наркотики, игнорирование базовых потребностей, самоуничижение и подобное).

Помимо личностной вины, которая переживается лично перед кем-то (родитель, друг, партнёр…), вина может быть более глобальной. Из наиболее часто встречающихся выделяют политическую и экзистенциальную вину, которые могут быть не только использованы для замещения личностной вины, но и патологизироваться сами по себе.

1. Политическая вина – вина гражданина, который живёт в конкретное время в конкретном государстве, за деяния этого государства.

Независимо от политического устроя, люди различаются по степени вовлечённости в политические решения. При этом, как активное участие в выборах, аниях, митингах и т.д.

, так и бездействие оказывают равносильное влияние на ситуацию в стране. Субъектами политической вины могут выступать также целые страны и мировое сообщество.

2. Переживание экзистенциальной вины возможно, по описанию Ролло Мея, в нескольких формах:

  • связанная с потерей возможностей (пренебрежение своими возможностями и отказ от их реализации);
  • связанная с неудачами в межличностных отношениях (неполное понимание и удовлетворение потребностей даже близких людей);
  • связанная с отдалением от природы (природа – важная часть нашей экзистенции).

Все три формы экзистенциальной вины, согласно трактовке Мея, порождаются негативной самооценкой и неспособностью самоосуществиться.

Другим вектором разработки экзистенциальной вины являются исследования проблем справедливости и альтруизма. Человек может чувствовать себя виноватым потому, что он наделён тем, чем обделены другие. Аналогом экзистенциальной вины является также чувство вины, переживаемое оставшимися в живых после воин, катастроф, стихийных бедствий.

Для возникновения чувства экзистенциальной вины необходима определённая моральная, эмоциональная и когнитивная зрелость личности, и, конечно, человечная, моральная атмосфера в обществе.

Вопрос подобных более абстрактных видов вины я затрагивала в статье про позитивные переживания, праздники во время общественных трагедий. Там же есть рекомендации по преодолению такой вины. У личностной же вины есть свои особенности… В патологическом виде она зачастую связана с психологическими травмами.

Что же делать?

Человеческая культура создала раскаяние как способ устранения, рассеивания вины. Раскаяние – это, прежде всего, признание своей вины, масштаба нанесённого ущерба, правоты того, кто пострадал.

Определяющим элементом раскаяния является личная вина и личная ответственность. То есть раскаиваться мы можем лишь в отношении своих действий, проступков и упущений.

Но раскаяние неприменимо к патологической вине, ведь проступки человека в данном случае не реальны или преувеличены до абсурда…

Патологически виноватый человек может итак постоянно находиться в состоянии раскаяния. К раскаянию, как и к самому чувству вины, нас приводит всё тот же внутренний критик/судья, поэтому для проработки патологичной вины мы можем обратиться к нему (или к ней, поскольку часто это материнская фигура):

  • Что он/а говорит?
  • Кто в вашей жизни говорил вам подобное?
  • Чей это голос?
  • В чем вы чувствуете себя виноватым перед этим человеком? Это конкретный проступок или что-то неопределённое?
  • Зачем вам эта вина? Что она даёт вам?

В психотерапевтической работе с виной и внутренним критиком/судьёй применяют технику “Пустой стул”, метафоры и визуализации, а также методы когнитивно-поведенческой терапии по проработке когнитивных искажений.

© Яна Башмакова, 2020

Источник: https://www.b17.ru/article/punishing-guilt/

Психология раскаяния. Раскаяние как основа исправления осужденных

Раскаяние это признание вины

Преступление предполагает вину, умысел или неосторожность, а вина показывает, что в личности совершившего преступление есть нечто, что послужило корнем этого преступления.

Проявившееся в том или ином преступлении вина есть конкретное преходящее настроение, которое сложилось у человека под влиянием двух сил: действия на него различных событий, происходивших в окружающей среде, с одной стороны, и его психической конституции – с другой.

Заключается ли преступление в том, что человек совершил нечто запрещенное уголовным законом или не выполнил того, что уголовный закон предписывает, то есть, заключается ли оно в наказуемом деянии или в бездействии, оно всегда есть волевой акт, как таковой и представляет собой известную моторную реакцию на полученные индивидом впечатления.

В основе этой реакции лежит выбор из представлявшихся возможностей, а в этом выборе проявляется вся духовная личность преступника с присущим ей запасом жизненного опыта, с ее способностью или неспособностью предвидеть более или менее далекое будущее, с накопившимися у нее волевыми навыками и тенденциями к определенным видам поведения.

Признание вины предполагает искреннее раскаяние. Анализ литературных источников показывает, что проблема раскаяния не имеет четкого структурированного рассмотрения в психологической литературе, предполагает неоднозначное трактование данного вопроса. Поэтому она остается одной из важных и интересных тем, требующих дополнительного изучения.

К субъективным признакам раскаяния в содеянном относятся словесно выраженное и письменно закрепленное полное признание лицом своей вины в преступлении и осознание вредности своих противоправных поступков, искреннее сожаление о содеянном.

Большинство осужденных признают вину и раскаиваются в содеянном уже в зале суда. Это можно объяснить следующими причинами:

– надежда на то, что раскаяние окажет решающую роль в определении срока заключения и поможет сократить его;

– мнимое раскаяние (по каким-то индивидуальным соображениям);

– боязнь получить более строгое наказание со стороны суда;

– стремление и желание что-то кому-то доказать и показать свою смелость, отсутствие боязни перед грозящим наказанием;

– в результате оказываемого давления со стороны сотрудников милиции.

По мнению многих авторов, необходимым элементом деятельного раскаяния является добровольность, предполагающая наличие у лица свободы выбора в конкретной ситуации. Если же признание вины и раскаяние наступают под влиянием психического или физического насилия либо незаконных методов следствия и дознания, то такое раскаяние не может быть истинным, осознанным.

Действительное осознание преступником своей вины, вероятнее всего, происходит уже в стенах исправительного учреждения, после некоторого промежутка времени отбывания наказания.

Объективные признаки раскаяния предусмотрены ч. 1 ст.

75 УК РФ, которая гласит, что: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления».

Таковы объективные и субъективные признаки раскаяния. Но они не дают нам истинного представления и решения проблемы раскаяния, так как не содержат глубины рассмотрения, которая позволила бы лучше понять душу совершившего преступления. Таким образом, данные объективные и субъективные причины можно рассматривать как чисто формальные, не раскрывающие сути вопроса.

Необходимо помнить, что глубокое психологическое отношение виновного к совершенному преступлению установить на практике во всех случаях чрезвычайно трудно, если не невозможно. Здесь важно учитывать:

– потребности и интересы преступника, ценностную систему его личности;

– воздействие режима исправительных учреждений на психику осужденного в осознании своей вины и раскаяния/не раскаяния в содеянном;

– психологию раскаяния.

Важнейшим фактором воздействия на психику осужденного является режим отбывания наказания. Реализуя карательную функцию наказания, режим осуществляет ущемление в удовлетворении насущных потребностей индивида. В существующем лагерном и тюремном режиме доминирует карательная функция, вызывающая «страдательный эффект» от наказания.

Условия изоляции приводят к тому, что основной характеристикой психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения, происходят значительные сдвиги в психике осужденного, формируются механизмы психологической защиты, а в ряде случаев – механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на меры воздействия. Осужденный часто оказывается в конфликтных ситуациях – формируется конфликтность личности. Невозможность изменить свой тягостный статус «преступника» тяжелым бременем постоянно давит на психику заключенного. Это всеобщая тюремная акцентуация личности.

Потенциал напряженности ищет любой повод для своей разрядки. А в условиях тюрьмы такой повод не заставляет себя долго ждать. Десоциализированная личность заключенного, его пониженный уровень самоконтроля и привели его в тюрьму. И теперь в тюрьме крушатся последние остатки этого психического механизма.

Более половины осужденных страдают психическими аномалиями. В последнем случае поведение личности отличается «застреваниями» на отдельных явлениях, неспособностью индивида отключиться от неприятных воздействий. Это затрудняет процесс выяснения искренности/неискренности раскаяния осужденного в содеянном.

Поэтому при беседе с осужденным на тему раскаяния следует обратить внимание на то, какую роль сыграла изоляция, заключение в осознании им вины.

https://www.youtube.com/watch?v=mxfjTbDUdNc

В раскаянии выделяются интеллектуальный и волевой компоненты. Первый – это психическое отношение виновного лица к совершенному деянию, второй – активное постпреступное поведение.

Раскаяние – это чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления.

Раскаяние – искреннее самоосуждение провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое сомопорицание личностью своего антисоциального поведения.

Чистосердечное раскаяние, – а нечистосердечного раскаяния не бывает – обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление.

Раскаяние – психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда. Одна и та же кара влияет на человека тем сильнее, чем более совпадает требуемое ею поведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. Так, кара имеет большое влияние, которая данному индивиду представляется более страшной.

Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. Но основной особенностью устойчивого преступника является устойчивый иммунитет против самоосуждения, наличие у него стойкого смыслового барьера в отражении антисоциальной сущности преступления, установки на самоснятие ответственности.

В ряде случаев срабатывает механизм вытеснения – преступник уходит от анализа психотравмирующих обстоятельств, переключается на приемлемую для него связь событий. Подавляющее большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое.

Убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека, единственный их самоукор: обвинение себя за то, что «попался».

Преступник, как правило, не хочет осознавать себя преступником. Перед собой он чист, он самооправдан, он защищен психологическим механизмом самозащиты, криминальной субкультурой. Большой пыткой для него является постоянное и повсеместное напоминание ему его прошлого.

Понесение кары – это всегда испытание виновным страдания от внешних ограничений и внутренней духовной недостаточности. Кара – это несение заслуженного страдания.

Однако, если это страдание причиняется лишь внешними притеснениями и ограничениями, дефицитом потребляемых благ, если при этом предается забвению состояние души виновного, то преступник легко перекладывает ответственность за эти страдания на тех, кто их причиняет.

Закоренелый преступник – это многократно судившийся за тяжкие преступления преступник, не испытавший никогда раскаяния по поводу своих злодеяний, утративший способность к адекватной моральной самооценке, индивид с атрофированным нравственным самосознанием. Этот факт тоже надо учитывать при выяснении вопроса раскаяния/нераскаяния в содеянном.

Покаяние понимается как обретение личностью обновленного нравственного качества. Для побуждения же личности к осмыслению ею истоков своего поведения, к переосмыслению своей жизненной стратегии необходим тонкий психологический инструментарий, «хирург души» высшей категории.

Если слова раскаяния искренни, то свидетельствуют о духовном перерождении человека, обретении им нового смысла жизни, самонаказании и принятии твердого решения о самоизменении в будущем.

Данная стадия для большинства осужденных может протекать на фоне психического потрясения, состояния самоочищения (катарсиса, наступающего после определенных переживаний и потрясений) – стратегической переориентации поведения в будущем.

Противоположным бывает укрепление озлобленности против общества, отказ от акта покаяния (нераскаянность).

Раскаяние вызывается таким положительными мотивами, как стыд, совесть, осознание общественной опасности содеянного, жалость к потерпевшему. Нередки такие причины, как страх перед наказанием, осуждением со стороны окружающих, опасность потерять доверие близких, утратить позитивные связи в коллективе и в быту.

На вопрос: что такое исправление – словари не дают ответа. Исправить преступника – это, скорее всего, видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. Эта задача требует высококвалифицированного, психологически компетентного решения.

В основе исправления провинившейся личности лежит искупление, то есть, самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесение принятого им наказания и совершением реабилитирующих его социально-положительных деяний, вызывающих прощение виновного.

Искупление – психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления является раскаяние и покаяние. (Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины, и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью).

Поэтому очень важно уделять этим вопросам как можно больше внимания.

В оценке мотивов раскаяния как объективного постпреступного поведения следует, избегать двух крайностей. Прежде всего, не стоит заходить слишком далеко, требуя от преступника «раскаяния» в его религиозно-библейской трактовке.

В этой связи психологи не без оснований отмечают, что «полное, глубокое, так называемое «чистосердечное раскаяния» встречается много реже, чем кажется на первый взгляд. Фактическое раскаяние, положительное и глубокое самоосуждение, «угрызения совести» – крайне редкое явление для всех категорий преступников».

Объяснение этому можно найти в действии механизма психологической самозащиты, который снижает, нейтрализует или вовсе снимает (выключает) социальный контроль.

Важно помнить, что отсутствие знаний о личности преступника, его жизненном пути и опыте, об индивидуальных психологических особенностях осужденного, тем более, игнорирование имеющихся у него психических нарушений, может приводить к тому, что воспитательные и, тем более, дисциплинарные меры, применяемые к нему, остаются совершенно неэффективными, а иногда приводят к прямо противоположному результату, особенно в случаях несоразмерного или неадекватного наказания. Также не эффективно будет и выяснение вопроса раскаяние/нераскаяние в содеянном, если не попытаться заглянуть во внутренний мир человека, отбывающего наказание. Необходимо учитывать, что в условиях изоляции особенно важно установление психологического контакта с осужденным, в целях эффективного взаимодействия с ним. Здесь, для раскрытия позитивных внутренних ресурсов личности, предпочтение следует отдавать внутреннему воздействию, а не внешнему.

Важным моментом в выяснении вопроса раскаяния является проведение психологической диагностики личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции, выяснить систему ценностных ориентаций и потребностей, уровень самооценки, определить уровень самокритичности и наличие внутриличностного конфликта.

Всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентаций будут способствовать формированию личности, социально благоприятной во всех сферах жизнедеятельности.

Е.В. Чернышева – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Свердловской области

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/18820.html

Раскаяние в содеянном

Раскаяние это признание вины

Весь список смягчающих

Раскаяние в содеянном, подборка материалов

Нормативная база– п.28 Пленума № 58  раскаяние в содеянном смягчающее обстоятельство– ч.4.1 79 УК  для условно-досрочного учитывается отношение к содеянному– ч.4 80 УК  для замены наказания учитывается отношение к деянию– ч.2.2 78 УИК  учет отношения к деянию для изменения вида исправительного учрежденияСмягчающее обстоятельствоРаскаяние в содеянном, как смягчающее обстоятельство (п.28 Пленума № 58)ПримерИллюстрация отсутствия раскаяния, возражения потерпевшего против досрочного освобождения

Раскаяние в содеянном, смягчающее обстоятельство

– “раскаяние” – это позитивное поведение виновного после преступления, данный фактор предполагает любые позитивные действия после совершения преступления:UrlДополнительная информация:Заявление потерпевшего о прекращении дела, подтверждает факт примирения

– принесение извинений потерпевшему (подтвердить факт принесения извинений может Письменное заявление потерпевшего о прекращении дела).

Url

Дополнительная информация:

Учет заглаживания вреда для целей наказания

– попытки заглаживания вреда (подробнее можно здесь: Учет заглаживания вреда для целей наказания.

Учет раскаяния при назначении наказания

– раскаяние в содеянном не значится в списке обязательных смягчающих обстоятельств (перечисленных в ч.1 61 УК).

Url

Дополнительная информация:

Иные смягчающие обстоятельства (о которых упомянуто в ч.2 61 УК)

– оно относится к группе иных смягчающих обстоятельств (о которых упомянуто в ч.2 61 УК)

– эту категорию смягчающих суд не обязан учитывать. Он может согласится их учесть, но вправе и отказать в этом, так как это право суда, но не обязанность.

Url

Дополнительная информация:

– п.28 Пленума № 58  раскаяние в содеянном, смягчающее обстоятельство

– возможность признания раскаяния в содеянном смягчающим обстоятельством указана в п.28 Пленума № 58.

Отношение к содеянному

– в судебных решениях также встречается термин “отношение к совершенному деянию” – это почти то же что “раскаяние в содеянном”. Отличие в том, что раскаяние это всегда позитивное поведение, а отношение к содеянному может выражаться как позитивное, так и негативное (отказ от возмещения вреда потерпевшему, попытки скрыть преступление и пр.).

СПОСОБЫ доказать раскаяние

Активное способствование

Активное способствование расследованию доказывает раскаяние

Обращение за лечением

Факт обращения в реабилитационный центр доказывает раскаяние

Благотворительность

Благотворительность доказывает позитивность поведения

Особый порядок

Факт подачи ходатайства об особом порядке доказывает раскаяние

– перечисленные обстоятельства свидетельствуют  о позитивном постпреступном поведении, свидетельствующем о значительном снижении опасности лица, совершившего преступление.

https://www.youtube.com/watch?v=KyUFGq1LyTk

Деятельное раскаяние

Url

Дополнительная информация:

Деятельное раскаяние, условия и механизм прекращения дела

– также, не следует путать “раскаяние” (как фактор, учитываемый при наказании) и деятельное раскаяние (75 УК) это конкретный правовой механизм освобождения от уголовной ответственности, имеющий четкие условия.

Фрагмент из апелляционной жалобы (со ссылкой на раскаяние)

“- судом не учтена личность осужденного, его безобидность, социальная неопасность его как личности.

Такая мера наказания как лишение свободы является самой тяжелой мерой наказания. В общественном восприятии лишение свободы как правило, соотносится с преступлениями, связанными с посягательством на жизнь и здоровье граждан, либо посягающими на основы государственного управления (должностные преступления).

В данном случае же имеется явная несоразмерность, неадекватность наказания содеянному.

Можно было бы объяснить применение такой строгой меры наказания в том случае, если бы осужденный характеризовался бы как личность, представляющая опасность для общества, регулярно употребляющий наркотические вещества. Однако, осужденный вообще ни судим, и не привлекался ранее к уголовной ответственности, никогда не был замечен в употреблении наркотических веществ.

Наказание не должно носить сугубо карательный характер, оно должно играть воспитательную и охраняющую роль.

В данном случае осужденный уже достаточно проникся пониманием серьезности содеянного, его противоправности, его поведение в ходе предварительного следствия и суда говорит о том, что он максимально серьезно воспринял случившееся и никогда более не повторит подобное.

Государство в лице судебных органов не должно обрушиваться своей мощью на раскаявшегося, безобидного человека, впервые привлекаемого к уголовной ответственности. Для достижения целей наказания было бы совершенно достаточным, чтобы осужденному было назначено наказание с условным сроком, чтобы он регулярно отмечался в соответствующих органах, осознавая наказание”.

Вернуться к списку смягчающих

Обратиться за консультацией

Вернуться

Источник: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/588-raskayanie-sodeyannom.html

Признание вины и раскаяние в совершенном преступлении

Раскаяние это признание вины

2.1. Признание вины и раскаяние в совершенном преступлении.

Понятие и содержание признания вины и раскаяния в совершенном преступлении не раскрывается законом. Полное признание вины, раскаяние в содеянном не относится к социально-нравственной, психологической категории, к субъективным признакам деятельного раскаяния.

По своему содержанию признание вины и раскаяние характеризуются глубокими внутренними переживаниями, сожалениями о содеянном, правдивыми показаниями, осознанием общественной вредности совершенного преступления, отрицательной оценкой содеянного как неправомерного.

Раскаяние может быть вызвано такими чувствами человека, как стыд, совесть, осознание и понимание ответственности за совершенное преступление, гражданский долг, самоосуждение и самопорицание, собственная критическая оценка своего поведения, а также уважением к общественным нормам и правилам поведения, нормам нравственности и закона. Оно наступает и вследствие боязни, нежелания утратить прежние хорошие отношения и связи в трудовом коллективе и остаться впоследствии в одиночестве, потерять доверие среди близких, друзей, окружающих, из-за жалости к потерпевшим.

Нередко раскаяние вызывается и такими побудительными мотивами, как страх перед наказанием, желание освободиться от уголовной ответственности или смягчить наказание, чему способствуют логичные и убедительные разъяснения виновному закона сотрудниками правоохранительных органов.

Раскаяние нельзя сводить лишь к моральному или психологическому состоянию лица. Правовое значение может иметь только такое раскаяние, которое выразилось в определенном позитивном поведении.

На практике процесс определения подлинности раскаяния, степени его полноты, искренности и правдивости нередко вызывает затруднение.

Чтобы прояснить истину, в каждом конкретном случае необходимо тщательное исследование поведения виновного после совершения преступления, правдивости его показаний как в ходе следствия и дознания, так и в суде.

Раскаяние всегда связано с особенностями нравственно-психического состояния лица, совершившего преступление.

В процессе предварительного расследования важно тщательно изучить и выяснить именно психологическую сторону раскаяния, зафиксировать его причины и мотивы в протоколах допроса, собственноручных показаниях, в протоколе о явке с повинной, с помощью технических средств звуко- или видеозаписи, иными установленными в законе процессуальными способами.

Мотивы и цели, побуждающие лицо к совершению поступков, его моральное, нравственное и психическое отношение к совершенному преступлению, раскаяние в содеянном определяются осознанными потребностями и интересами, чувствами и желаниями индивида, окружающей его материальной и общественной средой.

Раскаяние возникает, как правило, не одномоментно, а в процессе борьбы различных человеческих чувств, эмоций, переживаний. Принимаемое решение о раскаянии – это результат выбора, предпочтения одного поведения другому. Выбор такого поведения зависит и от мировоззрения человека, его опыта, знаний, образования, правосознания, волевых, моральных качеств.

Процесс осознания неправомерности совершенного преступления психологически сложен.

При этом работники правоохранительных органов, выясняя в каждом конкретном случае, как протекает этот процесс, изучая и исследуя его, обязаны не созерцательно относиться к нему, а всеми допустимыми законными средствами активно в него вмешиваться, побуждать лицо к искренним, правдивым показаниям, к раскаянию, изменению мотивов поведения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что воздействие на виновного с целью его побуждения к раскаянию допустимо только методами убеждения и разъяснения закона о возможном освобождении от ответственности или смягчении наказания. Противоправные методы и средства побуждения к раскаянию (запугивание, обман и тому подобные действия) недопустимы.

На психологические процессы в момент возникновения раскаяния у лица, совершившего преступление, оказывают защитное влияние принимаемые в ходе следствия решения, затрагивающего его права и свободы: о возбуждении уголовного дела по факту совершенного им деяния; об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов для принятия мер общественного воздействия; о задержании подозреваемого в порядке ст.122 УПК; об избрании меры пресечения; о направлении уголовного дела в народный суд или его прекращении.

Раскаяние тесно связано с признанием вины в совершении преступления. Но следует отметить, что признание вины и раскаяние не однозначны и не тождественны. Раскаяние – понятие более широкое, оно может выражаться не только на словах, но и в определенных действиях, помогающих органам правосудия.

Раскаяние может иметь место на любой стадии уголовного процесса: до возбуждения уголовного дела в процессе производства доследственной проверки, после возбуждения уголовного дела в ходе расследования или дознания по уголовному делу, при разбирательстве уголовного дела в судебном заседании, после вынесения приговора, при отбытии наказания. Раскаяние может проявиться как до изобличения виновного, так и после предъявления ему улик в совершении деяния.

Но в зависимости от стадии уголовного процесса, на которой оно возникает, раскаяние по-разному будет оцениваться следователем и судом и неодинаково влиять на степень уголовной ответственности и на меру наказания.

Раскаяние может иметь место и после изобличения виновного, при условии, если оно является правдивым, искренним и добровольным. Можно привести множество примеров из судебно-следственной практики, когда обвиняемым, подсудимым предъявлялись бесспорные и очевидные доказательства, но несмотря на это они не признавали свою вину и не раскаивались в содеянном.

Только в результате убедительных разъяснений содержания закона о смягчении наказания раскаявшимся либо в силу иных причин они, осознав свою вину и ответственность, добровольно давали отрицательную оценку совершенному преступлению, указывали на наличие доказательств, ранее не известных следствию и суду, и твердо заверяли о намерении не совершать впредь противоправных поступков.

Раскаяние в большинстве случаев обусловливает другие элементы деятельного раскаяния, предшествует им, является их мотивом, сочетается с ними. Оно проявляется в предотвращении вредных последствий, явке с повинной, активном способствовании раскрытию преступлений, заглаживании причиненного вреда, то есть, в основном, в активных действиях, придающих ему деятельный характер.

… отказ не возможен.   2.

ПРАВОВОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА   Действующее уголовное законодательство устанавливает принцип исключения уголовной ответственности, если лицо добровольно отказалось от совершения преступления. Статья 31 уголовного кодекса Российской Федерации определяет, что лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной …

… и т. д.

В этих случаях, имея в виду чрезвычайно высокую общественную опасность организаторской деятельности, законодатель переносит окончание преступления на стадию приготовления и конструирует как усеченные составы. Сговор на совершение преступления предполагает, что два и более лица, достигших возраста уголовной ответственности, договариваются совместно совершить одно или несколько преступлений …

… текст по состоянию на 15 февраля 1997 г.-М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. 3.Уголовный кодекс РФ. Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. 4.

Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. 5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20 декабря 1994 г. «О применении законодательства о компенсации морального вреда». 6.

Приказ МВД России №231 от 14 июля …

… , стимулирующего раскрытие и пресечение целого ряда тяжких или особо тяжких преступлений, а также обеспечивающего достижение целей уголовной ответственности без применения ее мер[11].

Деятельное раскаяние граничит с институтом добровольного отказа от преступления.

Однако если в УК Республики Беларусь теперь сформулировано достаточно полное определение понятия добровольного отказа с закреплением …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/57084/1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.