Рапорт прокурора

Процессуальный порядок приема, регистрации, проверки заявлений (сообщений) о преступлениях и принятие по ним решений | Студент-Сервис

Рапорт прокурора

Рассмотрение заявлений или сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения уголовного дела и включает в себя: прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ее результатам решения.

Эти вопросы регулируются наряду с нормами УПК РФ подзаконными актами МВД России, СК России и других правоохранительных органов. Общий надзор за их исполнением осуществляет прокуратура. В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и, в пределах установленной компетенции, принять по нему соответствующее решение.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени его совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный их прием осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Для приема заявлений о преступлениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками ОВД.

Сотрудник ОВД, принявший заявление (сообщение) о преступлении, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

Заявителю выдается талон-уведомление. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения).

Передача не зарегистрированного в КУСП заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии исполнителю для проведения проверки запрещается. В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ и другими законами орган дознания, дознаватель, следователь в ходе проверки заявлений (сообщений) о преступлениях вправе осуществлять лично или инициировать использование следующих средств:

  • проведение осмотра места происшествия;
  • производство осмотра трупа, его исследование;
  • проведение освидетельствования;
  • назначение и производство судебной экспертизы, участие в ее производстве, получение заключения эксперта;
  • получение объяснений;
  • получение образцов для сравнительного исследования;
  • исследование предметов, документов и веществ;
  • истребование, изъятие предметов и документов (п. 4 ч. 1 ст. 271 КоАП РФ);
  • досмотр (ст.ст. 271, 277, 279 КоАП РФ);
  • проведение ревизий и документальных проверок;
  • поручение о проведении ОРМ (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности).

Таким образом, в целях проверки поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях могут быть использованы уголовно-процессуальные, административно-правовые и оперативно-розыскные средства, предусмотренные действующим законодательством. Результаты ОРД могут стать как поводом, так и основанием принятия решения на стадии возбуждения уголовного дела.

Уголовно-процессуальный закон (ч. 2 ст. 144 УПК РФ) предусматривает особенности проверки сообщения о преступлении, распространенного в СМИ.

Сам факт распространения в СМИ сообщения не является поводом к возбуждению уголовного дела, пока оно не обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Рапорт об обнаружении признаков преступления передается прокурору, руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При недостаточности данных о признаках преступления или их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение органу дознания, а руководитель следственного органа – следователю провести предварительную проверку сообщения о преступлении.

По требованию указанных органов редакция (редактор) обязана передать документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем редакции указанные материалы и документы, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Действующее законодательство (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года1 и ч. 2 ст. 144 УПК РФ) не дает права органу дознания и следователю настаивать на выполнении своего требования в этом случае, так как имеется запрет на период предварительной проверки сообщений о преступлениях в начальной стадии уголовного судопроизводства на какие-либо принуждения. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации о преступлении только по запросу суда по делу, находящемуся в его производстве, но не по запросу органов дознания или следствия, проверяющих сигналы о преступлении.

Однако после возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель) вправе на основании ч. 3 ст. 183 УПК РФ произвести в редакции принудительную выемку документов, содержащих охраняемую законом о СМИ тайну.

Законом установлены особенности возбуждения уголовных дел по делам о «налоговых» преступлениях, предусмотренных ст. 198–1991 УК РФ.

Так, при поступлении из органа дознания сообщения об этих преступлениях следователь, при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, не позднее трех суток с момента поступления сообщения, направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

По результатам рассмотрения этих материалов налоговый орган, не позднее 15 суток с момента их получения:

  • направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
  • информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
  • информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

Вместе с тем, уголовное дело об этих преступлениях может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа вышеуказанного заключения (информации) при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Уголовно-процессуальный закон четко устанавливает сроки принятия решения по сообщению о преступлении. Так, в соответствии со ст.

144 УПК РФ предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть окончена принятием процессуального решения не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Однако многие сообщения о преступлениях нуждаются в более длительной проверке.

Закон допускает продление данного срока по письменному ходатайству дознавателя, следователя до 10 суток (ходатайство рассматривается соответственно начальником органа дознания или руководителем следственного органа).

В тех же случаях, когда по сообщению необходимо проведение проверочных действий в виде документальных проверок, ревизий, исследований предметов, трупов допускается продление срока до 30 суток (ходатайство дознавателя рассматривается прокурором, следователя – руководителем следственного органа).

Этот срок устанавливается и для следователя по преступлениям, предусмотренным ст. 198–1991 УК РФ, после получения заключения налогового органа. В соответствии со ст.

145 УПК РФ по результатам проверки и рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа, следователем может быть принято одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – мировому судье в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении должно быть сообщено заявителю, ему же разъясняется право обжаловать принятое решение и порядок обжалования. Виды принимаемых решений на стадии возбуждения уголовного дела можно разделить на окончательные и промежуточные.

Перечень указанных решений является исчерпывающим. Если принято решение о передаче сообщения по подследственности или по подсудности (промежуточные решения), то должны быть приняты меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).

Как уже отмечалось, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (основания), орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст.

146 УПК РФ). Следует отметить, что принятие этого решения должно быть основано на твердом убеждении, основанном на собранных фактических данных, об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. Эти обстоятельства перечислены в ст.

24 УПК РФ (отсутствие события или состава преступления, истечение сроков давности уголовного преследования и др.).

Уголовное дело может быть возбуждено в отношении конкретного лица, предположительно совершившего преступление, или по факту установления события преступления при отсутствии сведений о лице, его совершившем.

В первом случае материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях должны содержать достаточные данные, изобличающие конкретное лицо в совершении криминального деяния. При этом следователю (дознавателю) должны быть известны биографические данные лица (фамилия, имя, отчество, год рождения).

В некоторых случаях очевидность изобличения лица в совершении преступления обнаруживается в связи с задержанием его на месте преступления, или при опознании его очевидцами преступления, или, если данные о лице известны в силу родственных, приятельских, служебных отношений.

В противном случае уголовное дело возбуждается без указания на конкретное лицо, совершившее преступление (по факту преступления).

В некоторых случаях преступления совершаются вдалеке от органов государственной власти, в частности, от правоохранительных органов (на судах в море, на антарктических станциях и т.п.).

При этом, нередко, промедление с закреплением следов преступления может привести к их утрате и невозможности установить обстоятельства произошедшего. Закон наделяет ряд должностных лиц правом на возбуждение уголовных дел и проведение неотложных следственных действий.

Таким правом наделены: капитаны морских или речных судов в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий или зимовок, начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания.

В ситуации, когда преступление совершено на территории дипломатических представительств или консульских учреждений, указанными правами наделены главы данных представительств и учреждений.

Вышеуказанные лица выполняют функции органа дознания (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). После возбуждения уголовного дела они обязаны незамедлительно уведомить прокурора о начатом расследовании. Постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч.

4 ст. 146 УПК РФ).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/protsessualnyj-poryadok-priema-registratsii-proverki-zayavlenij-soobshhenij-o-prestupleniyah-i-prinyatie-po-nim-reshenij/

Незаконный рапорт

Рапорт прокурора

Статистика любит цифры. Органы внутренних дел официально не признают палочную систему, но в их докладах непременно можно заметить, как они сравнивают нынешние показатели с прошлыми. Сравнивают количество раскрытых преступлений, нераскрытых преступлений, количество поступивших заявлений о преступлении, количество направленных уголовных дел в суд и т.д.

Чтобы улучшить показатели в том или ином направлении деятельности, некоторые прибегают к манипуляции. Например, вместо того, чтобы заявление о преступлении зарегистрировать как заявление о преступлении, поданное в порядке ст.141 УПК РФ, его регистрируют как обычную жалобу.

Такую особенность иногда можно заметить, когда заявление о преступлении касается высокопоставленных чиновников или самих сотрудников полиции.

Работа над показателями

В СМИ цитируют о повышении защищенности среднего и малого предпринимательства. Президент РФ также требует защищать малый бизнес и одновременно просит усилить борьбу с коррупцией. Если взять работу полиции, то каждый новопоставленный начальник хочет показать улучшение работы на вверенном ему участке, а доказательством тому может служить только показатели.

У нового начальника, который не против стать генералом, начинается работа над целью – как добиться повышения показателей в борьбе с преступностью? Для этого нужно увеличение количества обращений о совершенных или готовящихся преступлений, повышение количества раскрытых преступлений, определенное количество раскрытых коррупционных преступлений и т.д. Во времена декларирования борьбы с коррупцией и хищений бюджетных средств оперуполномоченные ОБЭП в первоочередное внимание уделяют именно на это направление и с них требуют отчет по этим показателям.

Нужен рапорт

Что делать оперуполномоченному, если нет заявлений о преступлении в этой сфере? Как ему искать такие нарушения, если нет правовых поводов для начала проверочных действий в рамках ст.144 УПК РФ? Не только руководство МВД РФ, но и Президент РФ требует повышения и усиления борьбы с коррупцией. Результат могут показать только цифры.

Согласно ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела и начала производства проверки в порядке ст.

144 УПК РФ служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Последнее может быть вынесено только по материалам проверок.

Рапорт об обнаружении преступления

Если нет материалов прокурорских проверок, заявлений о преступлении и явок с повинной, то единственным вариантом для начала поиска возможных преступлений остается и является оформление самим сотрудником Рапорта об обнаружении признаков преступления, который в соответствии со ст.143 УПК РФ приравнивается к сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, предусмотренному п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ.

Рапорт оперуполномоченного Признаки преступления – это не цветы, сами не раскрываются и не показываются. Их можно обнаружить лишь после проверочных мероприятий. По этой причине некоторые иногда для начала проверочных действий прибегают в прямом смысле слова к сочинительству Рапорта об обнаружении признаков преступления, без каких-либо сообщений, информации и заявлений.

Рапорт визируется начальником отделения и заместителем начальника отдела полиции или самим начальником полиции. Если рапорт сочинён, то обычно лица до начальника отделения изначально знают, что он рождён на голом месте. По закону они не должны допускать нарушения законов. Но, с другой стороны, задача поставлена.

Не выполнять – не имеют права. Со службы могут выгнать. Если сочиненный оперуполномоченным Рапорт об обнаружении признаков преступления не завизировать, то за это можно поплатиться. Если вдруг из рапорта потом родится уголовное дело, то показатели повысятся и, может быть, ждёт поощрение. Если нет, то ничего страшного.

Оклад всегда есть, а служба идёт.

Рапорт опера

Когда приходит время показать план по статистике за определенный период и, кажется, что есть признаки преступления, хотя это до конца не установленный факт, то опер в рапорте об обнаружении признаков преступления пишет, что имеются признаки преступления. Следователь – тоже сотрудник того же отдела полиции и его решения тоже как-то формируются с учетом мнений руководства.

Согласие прокурора

Постановление о возбуждении уголовного дела пишется кратко и, в основном, в изложенных в них обстоятельствах почти всегда описываются какие-либо признаки преступления и в больше массе, когда в постановлении о возбуждении уголовного дела описаны какие-то признаки преступления, надзирающий прокурор согласовывает возбуждение уголовного дела, ведь согласно ч.2 ст.140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Оперуполномоченный по УПК РФ не уполномочен выносить постановление о возбуждении уголовного дела.

Срок отмены постановления о возбуждении уголовного дела

Прокурор только в течение24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Если прокурор опоздал с этим сроком, лично я еще не видел прокурора, который по истечении суток признал свою халатность и признал незаконность постановления о возбуждении уголовного дела, которое он согласовал и признал до этого законным.

Если по истечении суток он осознает свою ошибку, то по закону он уже не может отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела.

В таких случаях у прокурора не остается варианта, кроме как солидарничать с теми полицейскими, кто знал о сочиненном почти на голом месте Рапорте об обнаружении признаков преступления, чтобы, действительно, потом обнаружились доказательства преступления и тем самым сочинённый рапорт и согласия начальников оказались оправданными и верными.
Сила бизнесмена

Предпринимателю, в отношении которого возбуждено уголовное дело по сочиненному Рапорту об обнаружении признаков преступления, одному искать правду и справедливости при таких обстоятельствах очень тяжело. Промедление может обернуться очень плачевно.

Но, как на Руси говорили издревле «Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится», так и уважающие себя гордые российские предприниматели не сразу прибегают к помощи опытных адвокатов по уголовным делам, ведь они в этой не простой жизни сами прошли, преодолели немало трудностей, преград, интриг, падений, добились успеха, так и тут думают, что сами разберутся, решат или договорятся.

Чем раньше к таким ситуациям подключится опытный адвокат по уголовным делам, то тем больше шансов, что его действия обезопасят судьбу предпринимателя и его бизнес и серьезно заставит полицейских задуматься не совершать незаконные ходы, в ряде случаев сможет предотвратить незаконное возбуждение уголовного дела.

Дата рапорта

Разрыв между датой составления и регистрацией Рапорта об обнаружении признаков преступления и датой возбуждения уголовного дела может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда решение о возбуждении уголовного дела может приниматься в день регистрации Рапорта об обнаружении признаков преступления.

Играя на грани фола

Не каждый сочиненный Рапорт об обнаружении признаков преступления приводит к вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. По словам Президента России Владимира Путина, оглашенного 20.02.2019г.

в послании к Федеральному собранию, 45% дел в отношении предпринимателей прекращается, не доходя до суда.

В результате, на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в результате подобных полицейских окошмариваний, в среднем 130 сотрудников теряют свое место работы.

Вступает в дело: честь мундира

Неприятные последствия от сочиненного рапорта ощутят многие предприниматели на своей шкуре и в бизнесе.

Такой рапорт дает начало и служит основанием для проведения осмотров, изъятий документов финансово-хозяйственной деятельности, компьютеров с интернет- ключами, базами С1 и электронными документациями и т.д.

Причем иногда делают незаконные осмотры офисов, незаконные изъятия документов, с большим опозданием возвращают документы, парализовав финансово- хозяйственную деятельность предпринимателя.

Когда дело по сочиненному рапорту не клеится и сшивать нечего, кроме многочисленных жалоб и актов безрезультатных, а иногда и незаконных мероприятий, то, как говорят некоторые полицейские с гордо поднятой головой, у них наступает период «защитить честь мундира».

Тогда почти вся правоохранительная система рыщет и роет всё вокруг некриминального бизнесмена с целью найти состав преступления.

Начинают с пристрастием опрашивать подчиненных бизнесмена, его контрагентов, всячески пытаются склонить их сдать желаемого им фигуранта, для чего начинают кошмарить и бизнес контрагентов.

Во многих таких случаях у невиновного предпринимателя появляются ощущение и слухи, что его, якобы, заказал конкурент, хотя иногда причина кроется в характере системной работы полиции.

Поиски преступления длятся до тех пор, пока не обломаются, и то, для этого адвокат по уголовным делам должен систематически делать жалобные инъекции во все возможные инстанции.

При таком кошмаре немало людей ощутят прессинг возможного уголовного или административного наказания. Для некоторых это может привести к сворачиванию предпринимательской деятельности.

Незаконно возбужденное уголовное делоМожно ли в такой ситуации возбудить уголовное дело по ч.3 ст.299 УК РФ – незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба?

Разграничить грань между заказным Рапортом об обнаружении признаков преступления или заказным возбуждением уголовного дела от Рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного в обычном порядке, не возможно.

Тем более, вряд ли следователь, незаконно возбудивший заказное уголовное дело, признает, что он выполнял чей-то заказ. Ему проще сказать, что он выполнял свою работу как и по всем другим уголовным делам и материалам проверок.

Трудно представить, что хоть чуточку грамотный следователь признает, что он незаконно возбудил заказное уголовное дело, если вопрос о наличии в его действиях состава преступления зависит только от его слов.

Если проверка через год, два или три окончательно завершится постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращением уголовного дела, то за этот психический полицейский прессинг никто ответственности не несёт.

Ответственность за сообщение о преступлении

Если сообщение о преступлении сделает гражданин и его заявление о преступлении окажется ложным, то его органы привлекут к уголовной ответственности по ст.306 УК РФ – за заведомо ложный донос о совершении преступления.

 По нынешнему законодательству сотрудник полиции, сочинивший Рапорт об обнаружении признаков преступления и доставивший тем самым массу хлопот, а возможно, и лишивший тем самым источников дохода гражданами и предпринимателю, налогов государству, никакой ответственности не несёт.

Если сравнивать с плановыми прокурорскими проверками, то именно при проведении проверок по сочиненным Рапортам об обнаружении признаков преступления полицейские наносят массовую ковровую бомбежку предпринимательской среды и свободе предпринимательству.

Ответственность за незаконный рапорт

Полагаю, следует не просто уравнять, а установить повышенную ответственность для сотрудников полиции, сочиняющих Рапорт об обнаружении признаков экономического преступления, без соответствующих подтверждений и расчетов причиненного убытка от предпринимательской деятельности гражданина или организации. Для этого полицейский, который составляет Рапорт об обнаружении признаков преступления, как обычный заявитель, аналогично ч.6 ст.141 УПК РФ должен предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ, о чем в Рапорте об обнаружении признаков преступления следует ввести такую же отметку, как для обычного заявителя. В случае если Рапорт об обнаружении признаков преступления окажется ложным, то его автор, как и заявитель ложного сообщения о преступлении, должен понести уголовную ответственность по ст.306 УК РФ.

Подготовил: адвокат по уголовным делам Васильев А.Л.

Источник: https://alexlev.ru/uruslugi/advokat-uk/1076-nezakonnyy-raport.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.