Рапорт 143 упк рф

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Рапорт 143 упк рф

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к Ст. 143 УПК РФ

1. комментируемой статьи органически связано с пунктом 3 части первой статьи 140 УПК, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иного, нежели заявление и явка с повинной, источника, и является его продолжением.

Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это полиция, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2.

Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении из любого гласного или негласного оперативно-розыскного источника, сотрудники перечисленных правоохранительных органов (органов охраны правопорядка) обязаны принять все зависящие от них меры, чтобы готовящееся, но еще не совершенное преступление пресечь, закрепить следы совершенного преступления, принять меры к обеспечению собирания доказательств, установлению лица, его совершившего, и к задержанию подозреваемого, а о результатах своей служебной деятельности доложить письменным рапортом своему непосредственному руководителю или же руководителю органа, обладающего статусом органа дознания (например, районный отдел внутренних дел, таможня и т.д.). На основании такого рапорта и приобщенных к нему первичных документов должностное лицо, сосредоточивающее в своих руках законную функцию органа дознания, принимает решение о возбуждении уголовного дела. Здесь прежде всего имеется в виду полицейская деятельность, осуществляемая различными службами органов внутренних дел, наделенными административными и оперативно-розыскными полномочиями и функциями: дежурной частью, патрульно-постовой службой, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, участковыми уполномоченными, уголовным розыском и другими службами, ежедневно и ежечасно первыми сталкивающимися с уголовным миром. Сообщения, иначе говоря, информация, получаемая ими непосредственно, — один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника полиции.

3. Закрепленная в части первой статьи 140 УПК совокупность поводов к возбуждению уголовного дела заключает в себе серьезную проблему. Она бессистемна и страдает существенными недостатками, решительно проигрывая в этих отношениях ранее действовавшему УПК РСФСР.

Во-первых, в существующий перечень поводов никак не вписываются многочисленные официально-документальные источники информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающей в правоохранительные органы от многочисленных инспекций, которые охватываются понятием контролирующих органов государства, а также от других органов и должностных лиц, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере и сообщать о них. Очевидно, что эти официальные материалы могут и должны служить поводом к возбуждению уголовного дела, но их нельзя назвать ни заявлением, ни сообщением, требующим оформления рапортом, потому что они достаточны сами по себе и поступили извне. Аналогично сказанному нельзя, строго говоря, отнести к заявлениям и сообщениям, требующим реагирования рапортом, официальные письма и приобщенные к ним документальные материалы, поступающие в правоохранительные органы от самых различных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности, так или иначе пострадавших от чьих-то преступных действий, нуждающихся в защите закона и требующих уголовного преследования виновных.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления, а именно путем составления рапорта — выбрана неудачно, без учета теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт — это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику.

Рапорты уместны в органах дознания, например в полиции, органах Федеральной службы безопасности и других, т.е. военизированных, учреждениях. Здесь доклад подчиненного о выявленных признаках преступления «по начальству», т.е.

руководителю органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о возбуждении уголовного дела, действительно отвечает и смыслу понятия рапорта, и процедуре решения данного вопроса.

Следователь же, к какому бы ведомству он ни относился, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, никому и ни о чем рапортовать не обязан по самому смыслу своего процессуального положения точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья. Поэтому практика идет путем аналогии и выдумки.

Источник: http://stUPKRF.ru/143

к статье о порядке составления рапорта об обнаружении признаков состава преступления

Рапорт 143 упк рф

Рапорт об обнаружении признаков преступления – особый вид юридического документа, основной задачей которого является информирование руководителя правоохранительного органа об обнаруженных сведениях по какому-либо делу.

В рапорте излагают обстоятельства и факты, которые впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Правила оформления и условия составления рапорта о нахождении признаков состава преступления изложены в новой редакции от 19.02.

2018 статьи 143 УПК РФ.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Правильный образец отчета о нахождении признаков преступления можно найти в приложении к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ). Однако особо жёстких требований к бланку рапорта нет. Это означает, что рапорт может быть написан и в свободной форме.

Однако, есть ряд параметров, указание которых необходимо в данном виде документа:

  1. Место совершения.
  2. Время совершения правонарушения.
  3. Суть злодеяния (что произошло и при каких обстоятельствах).
  4. Информация о подозреваемых и свидетелях преступления.

В правом верхнем углу необходимо указать звание и должность руководителя, для которого данный документ составляется.

Внизу документа обязательно указывается звание и должность сотрудника, который составляет данный доклад, ставится его подпись, а также указывается дата составления рапорта. Указывать дату необязательно, потому что сразу после поступления документа дежурный регистрирует рапорт в книге по учёту сообщений о преступлениях.

Как правило, в конце доклада сотрудник правоохранительной службы провести проверку и следствие по происшествию в установленном законом порядке.

После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.

Однако не во всех случаях составления рапорта возбуждается уголовное преследование.

В результате проверки происшествия руководитель следственного органа может принять одно из трёх следующих решений:

  • он может возбудить уголовное дело;
  • он может отказать в возбуждении дела;
  • наконец, в определённых случаях он может передать дело по подследственности.

Таким образом, рапорт о нахождении признаков преступления выполняет две важные функции: с его помощью сотрудник информирует начальника службы о происшествии и имеющихся по нему обстоятельствах, а также просит его разрешение продолжить следствие по данному делу. Но в последнем сотруднику может быть отказано.

Основания для составления рапорта

Рапорт об обнаружении признаков совершения злодеяния может быть написан не только по результатам работы работника следственного органа. Любой гражданин страны или республики имеет право сообщить или заявить о правонарушении.

Ведь основной задачей правоохранительной системы является охрана и защита интересов, прав и жизни граждан государства, в том числе от любых уголовных деяний и посягательств со стороны других лиц.

Таким образом, рапорт может быть составлен сотрудником службы по заявлению любого гражданина РФ.

Источник получения информации, т.е. сведения о гражданине, который сообщил о совершенном злодеянии, обязательно фиксируются.

Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.

В действующей редакции ст. 143 УПК РФ изложены принципы составления и подачи доклада о правонарушении:

  1. Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
  2. В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
  3. Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
  4. Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.

Говоря о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.

Помимо заявления граждан о совершении преступления, существует ещё ряд оснований, при которых выявляется деяние и оформляется рапорт:

  • когда сотруднику стало известно о совершении преступления;
  • после поступления устного сообщения о совершении преступления (в том числе телефонного звонка);
  • в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • в результате обнаружения в СМИ и иных публикациях сообщений о совершении правонарушения;
  • в результате выявления иного правонарушения в ходе уголовного процесса.

Сотрудники правоохранительных служб могут узнать о совершении правонарушения из любого источника, включая граждан и средства массовой информации.

Рапорт по сообщениям граждан

Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:

  1. Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
  2. Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.

Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме.

Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому.

Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.

Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.

В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ.

Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность.

Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.

Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.

Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.

Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб

Рапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа.

Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации.

Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.

Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:

  • при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
  • при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
  • при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий

Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния.

Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств.

Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.

К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:

  1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Кражи и ограбления.
  3. Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
  4. Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
  5. Преступления против правительственных структур.

Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.

В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.

После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.

Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.

Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.

Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования

Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела.

Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено.

Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.

Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случаеэти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.

Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:

  • звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
  • сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
  • сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
  • дату составления;
  • подпись составителя рапорта.

Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.

По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса.

Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела.

Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/raport-ob-obnaruzhenii-priznakov

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Рапорт 143 упк рф

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

См. все связанные документы >>>

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом – ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений.

Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут.

Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне”; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12 августа 1995 г.

“Об оперативно-розыскной деятельности”). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. рапорта различается в зависимости от первоисточника (“иного источника”) информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте.

Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141) или явки с повинной (ст.

142 УПК); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

3. В рапорте об обнаружении признаков преступления “иным источником” может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов.

Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. (См. коммент. к ст. ст. 91 – 92).

Особым значением обладает рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения дела.

Материалы оперативных проверок – результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) передаются органам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие ОРД, сами одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст.

40 УПК) и имеют право возбудить уголовное дело при обнаружении признаков преступления. Об использовании в доказывании результатов ОРД см. коммент. к ст. 89. Между оперативно-розыскным законодательством и комментируемой статьей УПК существует коллизия, которая вызывает проблемы в правоприменении. Согласно ст.

7 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Данная норма не является основанием для нарушения УПК.

Поступившие в оперативные органы сведения о признаках преступления всегда могут повлечь оперативно-розыскную проверку (проведение ОРМ). Однако в тех случаях, когда эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они как поводы к возбуждению дела должны быть приняты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (ст. 144 УПК).

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст.

7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить – уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности.

В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должны быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой).

Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу – не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если:

а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). См. коммент. к ст. 61;

б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. См. коммент. к ч. 2 ст. 41.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VII/Glava-19/Statya-143/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.