Психология следственного эксперимента юридическая психология

Контрольная работа: Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте

Психология следственного эксперимента юридическая психология

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Юридической психологии

тема: Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

План

1. Психология следственного эксперимента

2. Психология проверки показаний на месте

Литература

1. Психология следственного эксперимента

Следственный эксперимент – это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств.

м его является производство различных опытов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях, имеющих значение для установления истины по делу.

Воспроизведя соответствующие условия, следователь устанавливает возможность:

различать и опознавать определенные предметы при соответствующих условиях: их форму, цвет, размеры, удаленность и др.;

совершать определенные действия при данных условиях;

провести данное действие за определенное время;

слышать и различать определенные слова, звуки.

Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствует о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно.

Важен подбор участников следственного эксперимента, кроме следователя и понятых, могут принять участие обвиняемый, потерпевший, следователь, специалисты различных отраслей знания, технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.

Недоступно в ходе эксперимента воспроизводить само событие преступления, также нельзя при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство его участников, угрожающие их жизни и здоровью.

По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента представляет исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т.д.); совершение тех или иных действий (проникновение через отверстие и т.д.); проверяются умения, навыки (изготовить поддельную печать, открыть замок определенным способом и т.д.).

Следственным экспериментом руководит следователь. Он принимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т.д.

Но это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находится на всех участках. При подборе понятых следователь исходит из сложности опытов, в случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знаниями, физическими данными.

Психологического подхода требует решение вопроса о применении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.[1]

Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя – организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать получаемые результаты.

Следователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты проводятся многократно.

Неоднократное проведение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить исследуемого явления, убедится в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны.

[2] Дублирующие действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их закономерность. Многократность – первый принцип следственного эксперимента.

Второй принцип – вариативность, т.е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях.

По отношению к проверяемому событию полученные результаты могут быть положительными (событие могло произойти) или отрицательными (событие могло не произойти). Различают два типа экспериментов:

а) проверяющие объективную возможность выполнения каких-либо действий;

б) проверяющие субъективную возможность выполнения этих действий данным лицом.

Положительные результаты экспериментов позволяют сделать вывод о том, произошло ли проверяемое явление в действительности.

Возможность видеть, слышать, выполнять определенные действия само по себе не доказывает, что данное лицо действительно видело, слышало, сделало что-то. Не доказывают это и субъективные возможности испытуемого, подтвержденные экспериментом.

Вывод будет правомерным, если он основан на совокупности имеющихся доказательств, а не на изолированной оценке результатов эксперимента.

Оценка отрицательных результатов экспериментов еще сложнее – отрицательный результат позволяет сделать достоверный категорический вывод о том, что предполагаемого явления не было, оно не возможно.

При этом должны быть соблюдены требования о многократности опытов и вариативности, чтобы была абсолютная уверенность в том, что это невозможно для всех людей, а не только для избранных следователем исполнителей экспериментальных действий.

[3] Если экспериментатором проверяются чьи-либо показания, то лицо, утверждающее о выполнении им определенных действий, наряду с другими участниками должно быть подвергнуто соответствующему испытанию. Возможно, оно обладает способностями, навыками, умениями, сноровкой, силой, которые превосходят возможности других людей.

Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все многообразие явлений, способных оказать влияние на результаты опытов.

Если человек не хочет обнаружить свои возможности, эксперимент лишается смысла, ибо отрицательный результат здесь ничего не подтверждает и не отвергает. Если же такое стремление у него имеется, то неспособность сделать при эксперименте то, что ему якобы удалось в прошлом, может иметь двоякую причину.

Либо такое утверждение не соответствует действительности и человек фактически не обладает приписываемыми себе способностями, либо описываемые действия им выполнялись в прошлом, но в дальнейшем возможности их выполнения были утрачены.

Не исключены и временные неблагоприятные состояния испытуемого в момент эксперимента, также неповторимость психических явлений, имевших место в момент происшествия, когда нервное напряжение подчас придает людям необыкновенные силы и способности.

2. Психология проверки показаний на месте

В следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практики свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого следственного действия.

Проверка показаний на месте является сложным следственным действием, включающим в себе элементы ряда других: осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.

цель воспроизведения показаний на месте – получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению. Чаще всего встречаются следующие основания для проведения проверки на месте:

необходимость обнаружения места происшествия;

необходимость установления пути следования;

установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов;

установление неизвестных следствию лиц;

установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия;

установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;

установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.

Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен руководить одновременно большой группой людей, воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.

Существенное значение при проверке показаний на месте имеет психологический контакт с обвиняемым и подозреваемым, которым нужно разъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что дает возможность по справедливости разрешить уголовное дело.

Проверка показаний на месте требует также серьезной подготовки всех остальных участников (понятых, специалистов, работников органов дознания). Они должны не только хорошо знать свои процессуальные права и обязанности, но и быть готовым к любым ситуациям.

После совершения преступления на данном участке местности могли произойти существенные изменения.

Эти обстоятельства, если их не учитывать, могут привести к противоречиям между прежними и теперешними показаниями обвиняемого и затруднить узнавание обвиняемым искомых объектов.

В этом случае важно не торопясь принять все возможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали, которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.

Психологическое значение имеют объяснения обвиняемого с так называемым «упреждением»: обвиняемый до прихода на место происшествия должен рассказать участникам проверки показаний, как оно выглядит до входа в помещение, где происходили интересующие следствие события, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т.д.

[4] Психологическое значение также имеет и фиксация хода и результатов проверки показаний на месте. Важно, чтобы протокол ясно, логично, последовательно отражал весь путь следования обвиняемого, характер его действий, содержание высказываний и объяснений.

Не менее важный психологический аспект имеют изобразительные средства фиксации – фотосъемка, видеозапись.

Руководя и управляя следственным действием, нужно исключить все, что содержит подсказки и внушение. Поэтому проверка показаний на месте предусматривает две стадии: первая имеет сходство со свободным рассказом, вторая – с вопросно-ответной частью допроса.

Для проверки осведомленности и степени ориентации в помещении или на местности целесообразно, чтобы объяснения давались сперва с упреждением, а затем уже и на самом месте. В восстановлении ориентировки и припоминании отдельных обстоятельств расследуемого события помогает не только использование ассоциативных связей и моторной памяти.

Не меньшее значение имеет использование смысловых опор, мыслительных операций.

Припоминание протекает в нескольких видах: при автоматическом припоминании нужный материал воспроизводится без всякого усилия, в случае же затруднения припоминание становится рассуждающим: человек решает мыслительную задачу, гипотезирует, и в результате он умозаключает, что вспомнил правильно.

Одним из отличных средств контроля является метод реконструкции, который состоит в том, что на месте проверки показаний предварительно нарушают прежнее расположение предметов или удаляют их вовсе, а затем лицу, показания которого проверяются, предлагают восстановить обстановку в том виде, какой она имела в момент происшествия. Точное воссоздание самим проверяемым этой обстановки, совпадение ее с объективными данными осмотра и свидетельством других лиц приобретает высокую доказательственную силу.

Литература

1. Белкин Р.С. Теория и практика следственного эксперимента. М.,1959.

2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006

3. Закатов А.А. Использование научно-технических средств и специальных знаний в расследовании преступлений. Киев. 1980.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

[1] Ю.В. Чуфаровский. Юридическая психология. М.. 2006.

[2] Р.С. Белкин. Теория и практика следственного эксперимента. М..1959. с. 99.

[3] Ю.В. Чуфаровский. Юридическая психология. М.. 2006. с.407.

[4] Закатов А.А. Использование научно-технических средств и специальных знаний в расследовании преступлений. Киев. 1980. с.71.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-157466.html

Глава 16. Психология следственного эксперимента: Криминалистика определяет следственный эксперимент как следственное

Психология следственного эксперимента юридическая психология

Криминалистика определяет следственный эксперимент как следственное действие, состоящее в проведении опытов или испытаний, направленных на проверку имеющихся и получение новых доказательств.

16.1. Требования, предъявляемые к проведению следственного эксперимента Следственный эксперимент проводится с целью проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях.

Следователь устанавливает возможность:

• различать и опознавать определенные предметы, их форму, цвет, раз­меры, частные признаки при данных условиях, их удаленности, освещенности, угле зрения (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать запах);

• совершить определенные действия при данных условиях (проникнове­ние через форточку, лаз);

• провести данное действие за определенное время;

• проверить умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, от­крыть замок определенным образом).

Подготовка следователя к проведению следственного эксперимента включает в себя ряд составляющих:

1. Принятие решения о его проведении, выдвижение версий, гипотез.

2. Подготовка к проведению его в условиях, максимально приближен- ных к тем условиям, в которых происходило проверяемое событие, учитывая время суток, место, климатические условия, освещение; если обстановка изме- нилась, она подлежит реконструкции. Сходство материальной обстановки и объективных условий экспериментального и проверяемого события обеспечи- вается рядом тактических приемов:

– проведение эксперимента на том же месте, где происходило событие. Соблюдение данного правила необходимо в том случае, если особенности этого места могли повлиять на ход и результаты опытных действий. Например, при проведении следственного эксперимента на возможность слышать разговорную речь, видеть человека и т.д.;

– использование при эксперименте подлинных или сходных с ними пред­метов и материалов. При проведении эксперимента необходимо использовать либо подлинные предметы, либо, если есть возможность, сходные с ними предметы. Использование подлинных объектов оказывает более сильное пси­хологическое воздействие на участников эксперимента.

Сходные объекты должны обладать теми же признаками, что и подлинные, соответствовать им в тех свойствах, которые могут влиять на результаты опытов. Так, например, при проверке возможности вытащить через форточку окна телевизор, необязатель­но протаскивать сам этот предмет.

Достаточно сделать макет подлинного пред­мета и с ним производить опытные действия.

3.

Определение круга участников (кроме следователя и понятых в экс­периментах могут принимать участие обвиняемый, потерпевший, специалисты различных отраслей знания, технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия, понятые; при подборе понятых сле­дователь исходит из сложности опытов, оценки получаемых результатов; в слу­чае необходимости, могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знаниями, физическими данными).

4. Выполнение организационной работы (размещение участников, рас­пределение между ними функции, задания, создание условий, максимально сходными с теми, в которых происходили проверяемые события).

Сюда же от­носится проведение эксперимента с использованием всех первоначальных средств действия (механизмы, орудия, приспособления, материалы), при той же величине и направлении приложения сил, при том же темпе и продолжительно­сти действий.

5. Воспроизведение субъективных психофизиологических факторов

(в обыденной ситуации человек может не слышать какой-либо звук, разговор, не обратить внимания на происходящие события, не заметить каких-либо изме­нений в обстановке, в условиях эксперимента у него появляется состояние пси­хологической готовности, которое мобилизует его психические процессы, уве­личивает сосредоточенность).

Сюда же относится и моделирование субъективных факторов, т.е. тех психических состояний участников эксперимента, которые они испытывали в момент преступления. Реализации данного принципа может способствовать выполнение следующих рекомендаций.

• Следует так организовать эксперимент и инструктировать его участ­ников, чтобы их психологическое состояние было по возможности близким к состоянию, в котором они находились в момент подлинного события.

Для дос­тижения этой цели важно использовать инструкции-легенды для одного участ­ника или несколько инструкций для разных участников эксперимента, в кото­рых бы подробно была разработана линия этого участника.

• В ряде случаев рекомендуется скрыть от некоторых участников экспе­римента отдельные детали проводимого следственного действия. Делается это для того, чтобы ослабить у них внутреннее напряжение, снять напряженность ожидания и т.д.

6. Моделирование опытного действия. При моделировании опытного действия необходимо учитывать две особенности:

а) техническая невозможность абсолютно точно повторить проверяемое событие, явление;

б) к моменту проведения эксперимента мы обладаем неполной информа- цией о том, как это событие происходило в действительности.

Кроме того, необходимо помнить тот факт, что повторные действия несут в себе эффект научения, так как то, что осуществлялось участником экспери­мента на подсознательном, стереотипном уровне, переводится под сознательный контроль, поэтому необходима вариативность проводимых опытов, то есть осу­ществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях.

Следует различать несколько групп вариантов экспериментальных действий:

1) изменение объективных факторов (например, при проверке возмож­ностей восприятия меняют расстояние, освещенность, акустические условия);

2) изменение субъективных факторов (например, для того, чтобы выяс­нить роль индивидуальных различий, иногда необходимо менять исполнителей экспериментальных действий, привлекая для этой цели некоторых лиц, имею­щих разные психические данные);

3) изменение способов выполнения опытных действий и порядка прове­дения эксперимента. В данном случае могут быть изменены такие элементы следственных действий, как скорость, темп, последовательность, а также образ действий и поза испытуемого.

Например, при отобрании экспериментальных об­разов почерка у подозреваемого, образцы могут быть взяты при написании им текста как правой, так и левой рукой.

В других случаях проверяется возможность достижения определенных результатов при движении шагом, бегом и т.п.

При изменении опытных действий нужно учитывать следующие правила:

– нельзя одновременно менять все факторы, так как тогда будет неизвест­но, какой из них оказал решающее влияние на результаты данного опыта. Так, нельзя одновременно менять объект наблюдения (например, марку легкового автомобиля) и быстроту передвижения объекта;

– смена вариантов должна происходить последовательно.

7. Формы фиксации хода эксперимента (видео-, киносъемка).

8. Оценивание полученных результатов.

Источник: https://sci-lib.biz/yuridicheskaya-psihologiya/psihologiya-sledstvennogo-eksperimenta-86827.html

Психология следственного эксперимента. – Лекции по курсу ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психология следственного эксперимента юридическая психология

Следственный эксперимент – это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств. м его является производство различных опытов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях.

Сущностью следственного эксперимента является производство опытных действий, с помощью которых проверяется возможность существования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих значение для установления истины по делу.

Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно. Так, обвиняемый в краже из магазина путем проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершил это преступление в одиночку, без соучастников. Был проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть таким способом в помещение оказались безуспешными, причем это было очевидно для всех участников следственного эксперимента. Обвиняемый вынужден был признаться, что у него имелся соучастник – несовершеннолетний, который по его просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл ему дверь.

Важен подбор участников следственного эксперимента. К проведению экспериментов обычно привлекается значительный круг лиц. Кроме следователя и понятых, в экспериментах могут принять участие: обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалисты различных отраслей знания, а также технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.

Недопустимо в ходе эксперимента воспроизводить само событие преступления. Также нельзя при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство его участников, назначать следственный эксперимент с участием потерпевшей по делу об изнасиловании.

По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента представляют исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т. п.

); совершение тех или иных действий (проникновение через отверстие и т. п.). Проверяются также умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, открыть замок определенным способом и т. д.).

При определении условий следственного эксперимента и оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических особенностей человека.

Немаловажен вопрос о возможности проведения следственного эксперимента. Следователю необходимо обеспечить; 1) воссоздание материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события; 2) воспроизведение субъективных психофизиологических факторов; 3) моделирование самих опытных действий.

Если в обычной жизни человек действует, как правило, непроизвольно, то в условиях следственного эксперимента у него появляется состояние психологической готовности, которое также мобилизует его психические процессы, увеличивает сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше увидеть, услышать, запомнить. В обычной ситуации человек, погруженный в свои мысли, переживания, может не слышать какой-либо звук, разговор, не обратить внимания на происходящие события, не заметить каких-либо изменений в обстановке.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного эксперимента. Так, убегая с места происшествия, преступник может перепрыгнуть через широкий ров, преодолеть высокий забор, но не сумеет повторить эти действия в процессе следственного эксперимента.

Обвиняемый, а иногда и потерпевший при наличии у них определенной заинтересованности могут дать согласие на участие в следственном эксперименте, однако постараются не проявить свои знания, навыки, умения; скрыть возможность правильного восприятия каких-либо явлений.

Полученный в ходе таких опытов результат не будет способствовать установлению истины по делу. Нужно очень осторожно подходить к оценке результатов следственного эксперимента.

Это, однако, не означает, что в ходе следственного эксперимента не могут быть получены данные, правильно отражающие реально существовавшие явления.

Следственным экспериментом руководит следователь.

Именно он принимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т. д. Однако это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находиться на всех участках.

При наборе понятых следователь исходит из сложности опытов, оценки получаемых результатов. В случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знаниями, физическими данными. Психологического подхода требует решение вопроса о приглашении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Следователь по прибытии на место эксперимента выполняет организационную работу: размешает участников, распределяет между ними функции, задания, создает условия, максимально сходные с теми, в которых происходили проверяемые события, и т. п.

Проведение эксперимента на том же месте позволяет смоделировать ситуацию с большей степенью достоверности.

Кроме того, проведение следственного эксперимента на том же самом месте способствует оживлению ассоциативных связей, лучшему припоминанию существенных обстоятельств события преступления*.

Эксперимент проводят иногда и вне места события (например, если надо проверить профессиональные знания и умения обвиняемого). Моделирование материальных факторов допускает использование как подлинных, так и сходных с ними орудий, предметов, материалов.

Следует учитывать, что использование подлинных объектов оказывает более сильное психологическое воздействие на участников эксперимента, делает полученные результаты более убедительными.

Важны и условия, при которых проводится эксперимент (время года, суток, освещенность, наличие осадков и т. д.).

В самом начале эксперимента надо еще раз проверить меры безопасности. а затем напомнить всем участникам следственного эксперимента их задачи, последовательность и содержание опытных действий.

В условиях эксперимента участники этого следственного действия находятся в сложном психологическом состоянии, что существенно влияет на характер их действий, речь, голос.

Обстановка следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие кроме следователя еще и ряда других лиц вызывает порой у участника эксперимента напряженное состояние, весьма отличное от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия.

Подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием, или, наоборот, вместо растерянности наступит нервное возбуждение*.

Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя – организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать получаемые результаты.

Следователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты, как правило, проводятся многократно.

Неоднократное повторение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить исследуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны*.

Дублирующие опытные действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их закономерность. Многократность – первый принцип следственного эксперимента.

Второй принцип – вариативность, т. е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях.

Так, при проверке возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, происходящего в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом, громко, тихо, при плотно закрытой двери между комнатами, полузакрытой, открытой, расположив свидетеля близко к двери, посредине комнаты, в ее противоположной части и т. п. Такая смена вариантов опытных действий позволит выяснить объективно существующую возможность свидетеля услышать разговор.

Вариативность может быть связана и с изменением психологического состояния испытуемых. Различные варианты опытов могут быть следствием изменения темпа, скорости выполнения опытных действий или их отдельных элементов*.

Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все многообразие психических явлений, способных оказать влияние на результаты опытов.

Источник: https://students-library.com/library/read/32451-psihologia-sledstvennogo-eksperimenta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.