Психология проверки показаний на месте

3.Психологические особенности поверки показаний на месте

Психология проверки показаний на месте

За последние годы в следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практики свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого следственного действия.

Проверка показаний на месте является сложно-структурным следственным действием, включающее в себя элементы ряда других: осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.

В настоящее время это следственное действие является самостоятельным процессуальным актом и предусмотрено уголовно-процессуальным кодексом, кроме того, оно широко применяется в следственной практике в рамках иных следственных действий, регламентируемых уголовно-процессуальным законом.

Проверка показаний на месте осуществляется для установления соответствия или несоответствия показания обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места осуществления события.

Основаниями для проведения проверки показаний на месте являются:

1. Необходимость обнаружения места происшествия.

2. Необходимость установления пути следования.

3. Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

4. Установление неизвестных следствию лиц.

5. Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия.

6. Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

7. Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.

Проверка показаний на месте с психологической стороны имеет ряд особенностей по сравнению с другими следственными действиями.

Так, в отличие от допроса, показания даются на фоне реальной обстановки. Следователь при этом получает информацию значительно более емкую, так как не только слушает, но и видит, сравнивает. Восприятие осуществляется им не только на уровне символа – слова, но и переходит на качественно более высокий уровень – образ.

Повторение показаний на месте расследуемого события благодаря оживлению ассоциативных связей активизирует образную память, а демонстрация лицом, показания которого проверяются, своих действий стимулирует моторно-двигательную память.

Все это в совокупности активизирует в памяти латентное (скрытое) запечатление, позволяет расширить воспоминания, скорректировать их с учетом воспринимаемой обстановки.

В отличие от осмотра и допроса, для получения информации при проверке показаний на месте одновременно используется не один, а три познавательных процесса: расспрос, наблюдение, сопоставление.

Проверка показаний на месте, как и предъявление для опознания, характеризуется процессом узнавания. При проверке показаний лицо их дающее узнает место и детали обстановки расследуемого события. Однако, в отличие от предъявления для опознания, объекты, узнавание которых происходит, заранее не подбираются и узнающему не приходится вычленять из их числа однородных , сходных объектов.

К психологическим особенностям проверки показаний на месте относятся:

1. Индивидуальная способность лица, показания которого проверяются к восприятию и запоминанию обстановки, в которой происходит то или иное событие.

2. Пространственная (топографическая) ориентация при воспроизведении обстановки.

3. Психологическое воздействие на лицо, дающее показание, повторного присутствия на месте расследуемого события.

В частности, первая из названных особенностей может быть выявлена в ходе допроса, предшествующего проверке показаний, следственного эксперимента, направленного на проверку возможности восприятия и запоминания, а также судебно-психологической экспертизы.

При этом надо иметь ввиду, что оказавшись вновь на месте происшествия, дающий показания повторно воспроизводит мысленную модель случившегося. Причем делает он это более успешно, чем при допросе, поскольку детали события не только восстанавливает мысленно, но и воспринимает непосредственно.

Следователю важно установить объективные и субъективные факторы, повлиявшие на качество восприятия лицом, показания которого проверяются, обстановки и обстоятельств расследуемого события.

К обстоятельствам объективного характера относятся: метеорологические условия, отдаленность воспринимаемых объектов, степень их освещенности и другие; к субъективным – состояние органов чувств, личностные переживания (страх, отчаяние, боль), общее состояние организма человека (болезнь, алкогольное опьянение).

Запоминание окружающей обстановки и ее отдельных деталей может быть произвольным и непроизвольным.

Человек, к примеру, совершивший преступление и укрывший в определенном месте похищенное им оружие,специально (произвольно) запоминает обстановку, чтобы потом найти спрятанное.

При проверке его показаний он без труда узнает и показывает места укрытия интересующих следствие объектов.

Однако часто следователю приходится сталкиваться с непроизвольным запоминанием, когда преступник или потерпевший не ставят перед собой цель запомнить обстановку и обстоятельства происшедшего.

Материал будущего показания храниться в человеческой памяти с различной степенью готовности к воспроизведению. И следователю необходимо, не прибегая к подсказке или внушению, оказать лицу, показания которого проверяются, помощь в воспоминании.

Повторное восприятие обстановки события усиливает работу памяти. Кроме того, известно, что деятельность находиться в тесной взаимосвязи с восприятием, запоминанием и вспоминанием. Поэтому следователь должен при проверке показаний на месте предлагать лицу, дающему показания, выполнять те действия, которые выполнялись им раньше, и выяснить характер переживаемых им в тот момент эмоций.

Известно также, что лучше запоминаются события, связанные с преодолением определенных трудностей и препятствий. Кроме того нужно учитывать характер воспринимаемых объектов, степень их оригинальности. Всегда лучше запоминаются объекты нестандартные, отличающиеся выраженными индивидуальными признаками.

Повторное пребывание на месте расследуемого события нередко приводит к тому, что человек начинает вновь испытывать переживания, связанные с преступлением.

Их эмоциональная насыщенность может препятствовать нормальному проведению следственного действия.

Следователю в этом случае необходимо проявить особый такт, использовать методы психологического воздействия (убеждение, примера и т.д.) для нейтрализации нервного напряжения.

Для получения согласия допрошенного лица на проведение проверки его показаний на месте и поддержание с нимпсихологического контакта на протяжении всего следственного действия следователю нужно проявить своиорганизаторские и коммуникативные качества. Они необходимы для руководства группой лиц, которые участвуют в проверке показаний на месте или присутствуют при этом.

С психологической стороны немаловажно выбрать время производства проверки показаний на месте.

Поскольку рассматриваемое следственное действие может быть проведено лишь при согласии лица, чьи показания проверяются, желательно сразу же после дачи им показаний на допросе готовить его к выходу на место происшествия.

Задержка с проверкой может привести к изменению позиций лица, утрате с ним психологического контакта и другим нежелательным последствиям.

В некоторых случаях проведение этого следственного действия целесообразно отложить, памятуя об известном в психологии явлении реминисценции, т.е. отсроченном во времени воспоминании.

Маршрут движения при проверке показаний нужно выбирать таким способом, чтобы он совпадал с тем, по которому лицо, дающее показания, по его утверждению, двигалось в момент проверяемого события. С целью облегчения вспоминания ему можно посоветовать не спешить с выводами, вернуться к исходной точке проверки показаний, внимательнее рассмотреть ориентиры и т.д.

При проверке показаний на месте необходимо учитывать рекомендации, способствующие повышению эффективности этого следственного действия:

· показания допрошенного должны соответствовать его показаниям, проверявшимся на месте, а также данным, полученным из других источников;

· лицо, показания которого проверяются, не должно быть осведомлено о проверяемых фактах из других источников.

По мнению ученых , есть четыре цели проверки показаний на месте, имеющие психологический характер:

1. Поиск вещественных доказательств или следов события о которых дал показания проверяемый (так, если обвиняемый приводит к месту, где он выбросил или спрятал орудие преступления, то его обнаружение будет подтверждать правильность показаний).

2. Обнаружение элементов обстановки места, наличие которых может повлиять на ход события, делая его возможным или невозможным (например, если в показаниях содержится утверждение о проникновении к месту события через пролом в стене, а при проверке показаний повреждений в стене не обнаруживается, правильность показания не находит подтверждения).

3. Выявление “причастной” осведомленности допрошенного (лицо, показания которого проверяются, оказывается в состоянии указать определенные детали материальной обстановки события, которые становятся ему известными вследствие непосредственного участия в нем).

4. Сопоставление деталей преступного события, указанных различными его участниками (так, совпадение показаний соучастников преступления будет свидетельствовать об их участии в данном событии и о достоверности сообщаемых ими сведений).

Сам характер проверки показаний на месте обуславливает необходимость внимательного наблюдения за действиями обвиняемого.

Такое наблюдение должно включать в себя оценку действий (направление движения, темп ходьбы, мотивированные и немотивированные остановки, активный заинтересованный поиск или безразличие, уверенность или неуверенность и пр.), мимики, высказываний, психофизиологических реакций.

Для повышения эффективности наблюдения целесообразно потребовать, чтобы обвиняемый по пути своего следования, обнаружения знакомых ориентиров, поисков искомого объяснял, по каким признакам он узнает объекты.

Существенное психологическое значение имеют объяснения обвиняемого с так называемым “упреждением”: обвиняемый до прихода на место происшествия должен рассказать участникам поверки как оно выглядит; до входа в помещение, где происходили интересующие следствие действия, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т.д. такой показ с упреждением оказывает в случае его подтверждения сильное психологическое воздействие как на понятых так и на самого обвиняемого, препятствуя отказу в последствии от правдивых показаний.

Эффективный прием психологического характера, названный методом реконструкции, описан в литературе. На месте, где предстоит проверка показаний, заранее изменяется положение объектов или некоторые из них удаляются.

Затем лицу, дающему показания, предлагается восстановить обстановку.

Воссоздание им обстановки, соответствующей прежней, а также данным, содержащемся в показаниях и протоколе осмотра места происшествия, активно и убедительно подтвердит правильность сообщаемых сведений.

Некоторой спецификой в психическом аспекте обладает проверка показаний на месте с участием несовершеннолетнего. При проверке показаний несовершеннолетнего нужно принимать во внимание способность подростка, с учетом его возраста и развития, определять пространственное положение отдельных объектов, которые находятся на участке местности, и свое положение относительно их.

Психологическое значение имеет и фиксация хода и результатов проверки показаний на месте с помощью протокола. Не менее важный психологический аспект имеют средства фиксации – фотосъемка, киносъемка, видеозапись. Они должны отражать основные этапы проверки показаний на месте, действия обвиняемого в пути следования, при поиске, обнаружении, демонстрации, показе объектов.

Результаты следственного действия должны оцениваться в совокупности, по итогам всех проверочных данных.

Подводя итог выше изложенному можно отметить, что проверка показаний на месте является сложно-структурным следственным действием и обладает рядом психологических особенностей. Как показывает практика, проверка показаний на месте является важным инструментом в раскрытии преступлений.

Литература

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М.: Юристъ, 1996.

2. Баев О.Я. Тактика следственных действий. Учебное пособие. – Воронеж. 1995.

3. Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. – М.: Наука, 1966.

4. Белкин Р.С. Теория и практика следственного эксперимента. – М.,1959.

5. Васильев В.Л. Психология следственных действий: Учебное пособие. – СПб, 1993.

6. Васильев А.Н., Стеничев С.С. Воспроизведение показаний на месте при расследовании преступлений. – М., 1959.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 1991.

8. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград, ВСШ МВД, 1983.

9. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. – М., 1997.

10. Криминалистика. Учебник / Под ред. А.И. Винберга и С.П. Митричева. – М., 1950. Ч.1.

11. Криминалистика: техника и тактика расследования преступлений. Учебник / Под ред. А.Я. Вышинского. – М., 1938.

12. Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. – М.: Новый Юристъ, 1997.

13. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., ВШ МООП, 1967.

14. Чуфаровский Е.В. Юридическая психология. Учебное пособие. – М., 1997.

15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 1998.

Источник: https://sci-lib.biz/yuridicheskaya-psihologiya/3psihologicheskie-osobennosti-poverki-88109.html

Психологическая проверка показаний на месте. Психологические аспекты проведения следственного эксперимента

Психология проверки показаний на месте

Согласно ст. 194 УПК проверка показаний самостоятельное следственное действие, проводимое с целью установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, путем уточнения показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля на месте, связанном с исследуемым событием.

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.

Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого очевидца) о событии преступления на месте его совершения, естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает.

цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

При проверке показания на месте у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.

Следователь в ходе проверки показаний на месте может получить информацию значительно большую, чем при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает..

В ходе проверки показаний на месте следователь нередко ставит перед собой задачи проверки достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми.

В ходе проверки показаний на месте часто выявляются противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было трудно или невозможно.

Поскольку проверки показаний на месте производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.

Чаще всего встречаются следующие основания для проведения проверки показаний на месте:

– Необходимость обнаружения места происшествия.

– Необходимость установления пути следования.

– Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

– Установление неизвестных следствию лиц.

– Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия.

– Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

– Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.

Успешная проверка показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей (специалисты, конвой, понятые и др.), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.

Прежде всего нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей.

Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

Особенно много внимания требует проведение проверки с несовершеннолетними.

Конечно, большую помощь следователю может оказать участвующий в проверке педагог, с которым есть смысл побеседовать до проверки об особенностях психики подростка, чтобы внимание подростка было сконцентрировано на рассказе и демонстрации того, что составляет существо проверки показаний на месте. Следует заранее подробно рассказать ему о порядке проведения этого следственного действия, о его участниках, о задачах, которые стоят перед подростком.

В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки

Если речь идет о подозреваемом или обвиняемом, участники проверки должны быть предупреждены о недопустимости проявления вовне чувств презрения, негодования, жалости и т. д., поскольку одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и .сделать невозможным дальнейшее проведение следственного действия.

Определенные трудности возникают тогда, когда проводится проверка показаний на месте при большом разрыве во времени с событием преступления. Изменяется растительность: вчерашние кустики стали высокими деревьями.

Старое здание магазина разрушено, построено новое — в ста метрах от старого и т. д. В этом случае очень важно, не торопясь, принять всевозможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т. д.

, которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.

Психологические особенности следственного эксперимента (в отличие от осмотра места происшествия) обусловлены в первую очередь характером опытных действий, с помощью которых следователь (в необходимых случаях с участием специалистов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком, его двигательные реакции, координацию движений и другие способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факты, моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление, способности.

Другим слагаемым результативности эксперимента является желание его участников совершить те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего.

Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение различных действий, разумеется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам. С этой точки зрения наиболее благоприятным моментом для проведения следственного эксперимента чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы оказать помощь следователю, как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Законодатель указывает, что следователь (суд) вправе в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств исследуемого события.

В ходе следственного эксперимента проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события, механизм образования следов (ст. 181, 288 УПК).

некоторые психологические аспекты, которые необходимо учитывать при проведении следственного эксперимента:

а) следственный эксперимент, с помощью которого проверяется возможность восприятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С помощью опытных действий проверяются перцептивные способности различных участников уголовного судопроизводства, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для дела обстоятельства, вызывают сомнение.

Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невозможности – в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные ранее совершенным действия, например, воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия освещения и т.д. Благодаря этому проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, устанавливается порог их чувствительности, определяются перцептивные способности человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, возраста, профессии и т.д.

Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности человека сохранять в памяти различные образы, разный объем информации, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способности, например способность длительное время сохранять в памяти значительно больший по сравнению со среднестатистическими данными объем информации, эйдетические (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются1;

б) следственный эксперимент на предмет исследования возможности совершения субъектом определенных действий.

Подобный эксперимент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) определенные навыки субъекта, способность осуществлять проверяемые действия, операции.

Совершение в этих случаях опытных действий, о которых говорится в законе, служит подтверждением того, что они были (могли быть) выполнены данным лицом.

Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аффект, то их невозможно полностью воспроизвести.

Во время эксперимента нельзя (и фактически, и но этическим соображениям) создавать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал бы действиям и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера.

В подобных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать последовательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, выполнением отдельных движений, показывающих направление, количество нанесенных ударов потерпевшему и т.д.

При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплуатации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам.

Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усредненных показателей.

Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) обязательно при проведении подобного рода экспериментов.

Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние повышенной психической напряженности, проведение опытов с его участием откладывается;

в) следственный эксперимент на выявление объективной возможности наступления какого-либо события, явления.

Поскольку в жизни какие-то объективно существующие события, явления, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответствующих имевшим место в момент происшествия.

Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, в проведении подобного рода опытов должны участвовать соответствующие технические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности;

г) следственный эксперимент на проверку последовательности происшедшего события, механизма образования следов и других связанных с этим обстоятельств.

Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий.

В подобных случаях от следователя помимо хороших организаторских способностей требуются аналитические качества ума, умение быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3384.html

Глава ii. психология расследования преступлений

Психология проверки показаний на месте

За последние годы особенно в следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практики свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого следственного действия.

Проверка показаний на месте — сложноструктурное следственное действие, включающее элементы осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в основном сочетающее в себе психологические особенности этих следственных действий

цель воспроизведения показаний на месте – получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

Целями воспроизведения показаний на месте могут быть: 1) получение новых доказательств по делу (например, обвиняемый покажет место захоронения трупа, тайник с похищенными ценностями и т. д.

); 2) проверка уже существующих доказательств, установление конкретных причин и условий, способствующих совершению преступления. Лицами, чьи показания проверяются на месте, могут быть потерпевшие, свидетели, подозреваемые и обвиняемые.

При проверке показания на месте у допрашиваемого лица путем ассоциативных связей улучшается память.

На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.

Следователь в ходе воспроизведения показаний на месте не только слушает, но видит и сравнивает. Это позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать исследуемое событие.

Основания для проведения проверки показаний на месте.

1. Необходимость обнаружения места происшествия.

К следователю обратилась гражданка, которая заявила, что, гуляя по лесу, случайно обнаружила труп человека с признаками насильственной смерти. Она не в состоянии объяснить, как найти это место, но с уверенностью заявила, что может показать, где оно находится.

2. Необходимость установления пути следования.

Водитель У., экспедитор И. и грузчик X., похитив значительное количество фруктов, продавали их гражданам прямо с машины. Для установления свидетелей – покупателей фруктов необходимо узнать, по каким улицам проезжала автомашина и где останавливалась. Водитель У., признавшись в совершении преступления, согласился показать тот маршрут, по которому они ехали с похищенными фруктами.

3. Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

Обвиняемый согласился показать то место, куда выбросил нож после нанесения телесного повреждения, другой обвиняемый высказал намерение показать место, где он спрятал похищенные ценности.

Многие люди не обладают развитой пространственной (топографической) ориентацией. Их ориентационные затруднения не могут быть истолкованы как несоответствие их показаний действительности.

При этом учитываются такие особенности восприятия, как апперцепция, избирательная направленность, константность и аконстантность. Узнавание местности и обстановки затрудняется в различных ракурсах их восприятия, в условиях измененного освещения и особенно при сезонных изменениях.

Однако неузнавание объектов с четко выраженными опознавательными признаками должно вызывать сомнение в правдивости показаний.

Особенно отчетливо должны запоминаться объекты различных действий, последовательность их использования, обстоятельства, затруднявшие достижение определенных целей, обстоятельства, связанные с началом или окончанием действий, передвижений, поворотные пункты маршрута движения – все это могло выступать в качестве опорных пунктов восприятия и запоминания.

4. Установление неизвестных следствию лиц.

К., плотник по профессии, признал, что за получение жилья передал должностному лицу взятку.

По словам К, детей он передал не непосредственно должностному лицу, а через посредника «дядю Петю», фамилии и адреса которого он не знает. На вопрос следователя: каким образом можно установить дядю Петю – К.

заявил, что может показать одноэтажный дом, в котором он проживает. Знает он этот дом потому, что перестилал в нем полы.

5. Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия. Здесь речь идет о различных обстоятельствах, деталях, которые могут быть установлены при проверке показаний на месте в ходе сопоставления показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с объективной обстановкой на местности или в помещении.

6. Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

Следователем был задан вопрос обвиняемому: «Каким образом удавалось выносить с территории завода дефицитные детали?», на который он ответил, что передал их через плохо прибитую в заборе доску, которая легко отходит в сторону. Следователь предложил обвиняемому показать это место в заборе, и обвиняемый согласился.

7. Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута. Здесь возможны различные варианты. Лицо, чьи показания проверяются, указывает, где спрятаны похищенные ценности, где находятся выброшенные орудия преступления, расположены следы – результаты его действий.

Четверо рыбаков заявили, что дали взятку инспектору рыбоохраны. По их словам, передача денег имела место на углу Тверской и Красной улиц.

Следователь провел проверку показаний на месте с каждым из заявителей в отдельности, предложив каждому точно указать то место, где были переданы деньги.

В результате оказалось, что заявители указали различные углы, образующиеся при пересечении Тверской и Красной улиц. Так был разоблачен сговор, преследовавший целью оклеветать честного работника рыбоохраны.

При подготовке к воспроизведению показаний психологически значимо: а) убедиться, что лицо, чьи показания будут проверяться, готово и желает участвовать в этом следственном действии; б) правильно выбрать время проведения; в) определить обстоятельства, которые подлежат проверке, уточнению и детализации, а также вопросы, подлежащие выяснению.

Известны случаи, когда обвиняемые ложно соглашаются показать место, где ими было совершено преступление, где спрятаны ценности и т. д. В действительности же они выводят следователя и других лиц в такие места, где заведомо ничего нет и не было.

Цель подобного согласия на участие в выходе на место заключается в том, что обвиняемый стремится создать основу для отказа в суде от своих показаний на предварительном следствии.

Будучи вынужденным в процессе предварительного следствия признать определенные факты под воздействием собранных доказательств, обвиняемый иногда стремится активно противодействовать процессу дальнейшего собирания доказательств, что, по его мнению, может привести к еще большему разоблачению его преступной деятельности. Его признание части преступной деятельности направлено на прекращение дальнейших поисков доказательств. Выход на место в подобных случаях рассматривается им как такое действие, которое одновременно подтверждает его признание и этим самым содействует прекращению процесса активных поисков доказательств и в то же время, поскольку выход на место был осуществлен в соответствии с его ложными показаниями, создает ему базу для последующего отказа от показаний в суде.

Изменение цели может произойти и в ходе самого следственного действия. Обвиняемый по тем или иным причинам уже на месте может отказаться от имеющегося у него желания показать место сокрытия ценностей, трупа и т. д., и в связи с этим он будет указывать место, где заведомо ничего не спрятано.

Для своевременного разоблачения подобных попыток у обвиняемого надо все время внимательно следить за его поведением.

Это поможет следователю выявить изменение в отношении обвиняемого к данному следственному действию, принять соответствующие меры для изменения его отношения, а в некоторых случаях – даже разгадать, где действительно находится место сокрытия ценностей, которое обвиняемый уже в ходе следственного действия решил скрыть.

Н., обвиняемый в убийстве жены, на допросе признал себя виновным в совершении преступления, будучи убежденным, что труп уже найден следователем.

После полученного признания с обвиняемым решено было провести следственное действие по выходу на место преступления для того, чтобы он показал место, где зарыл труп.

Далее события описываются следующим образом: «Яков уверенно шел по лесу и, выведя нас прямо к полузасыпанной траншее, вдруг остановился и удивленно посмотрел на меня: траншея была завалена льдом и снегом, и было видно, что никто здесь труп не отыскивал.

Яков понял, что труп его жены не найден и признался он преждевременно. Надо отдать должное, что он мгновенно оценил ситуацию и двинулся дальше по траншее. Но его остановка и замешательство не ускользнули от нашего внимания…». Труп был найден в том месте, где обвиняемый сделал невольную остановку.

При подготовке к проверке показаний на месте следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь нужно правильно выбрать время воспроизведения показаний.

Обвиняемого после дачи им правдивых показаний следует готовить к выезду на место происшествия, промедление в несколько дней, а тем более недель, может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым, к изменению им своей позиции. Следователю нужно хорошо изучить психологию центральной фигуры этого следственного действия – лица, чьи показания проверяются.

Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Существенное значение при проверке показаний на месте имеет надлежащий психологический контакт с обвиняемым и подозреваемым, которым нужно разъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что даст возможность по справедливости разрешить уголовное дело. В разговорах с подозреваемым или обвиняемым следует подчеркнуть, что проверка даст возможность отмести ложные обвинения, которые кто-либо возводит на него. Не разумно конфликтовать с обвиняемым по мелким несущественным деталям, с которыми можно разобраться потом, в ходе очередного допроса.

В ходе самой проверки необходимо сократить отвлекающие моменты (наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Проверка показаний на месте требует также серьезной подготовки всех остальных участников (понятых, специалистов, работников органов дознания). Они должны не только хорошо знать свои процессуальные права и обязанности, но и быть готовы к любым ситуациям.

Если речь идет о подозреваемом, обвиняемом, участники проверки должны быть предупреждены о недопустимости проявления вовне чувств презрения, негодования, жалости и т. д.

, ибо одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным дальнейшее проведение следственного действия.

Определенные трудности возникают тогда, когда проводится проверка показаний на месте при большом разрыве во времени с событием преступления. Изменяется растительность: вчерашние кустики стали высокими деревьями.

Старое здание магазина разрушено, построено новое – в ста метрах от старого и т. д. В этом случае очень важно, не торопясь, принять всевозможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т. д.

, которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.

Существенное психологическое значение имеют объяснения обвиняемого до прихода на место происшествия, рассказ участникам проверки показаний, как оно выглядит; до входа в помещение, где происходили интересующие следствие события, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т. д. Такой показ с «упреждением» оказывает в случае его подтверждения очень сильное психологическое воздействие как на понятых, так и на самого обвиняемого, препятствуя отказу впоследствии от правдивых показаний.

Психологическое значение имеет и фиксация хода и результатов проверки показаний на месте. Важно, чтобы протокол ясно, логично последовательно отражал весь путь следования обвиняемого, характер его действий, содержание высказываний и объяснений.

Не менее важный психологический аспект имеют изобразительные средства фиксации съемка, видеозапись.

Они должны отражать основные этапы проверки показаний на месте, действия обвиняемого в пути следования, при поиске, обнаружении, показе, демонстрации искомых объектов.

Поскольку проверка показаний на месте производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей.

Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу – разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

Особенно много внимания требует проведение проверки с несовершеннолетними.

Конечно, большую помощь следователю может оказать участвующий в проверке педагог, с которым есть смысл побеседовать до проверки об особенностях психики подростка, чтобы внимание подростка было сконцентрировано на рассказе и демонстрации того, что составляет существо проверки показаний на месте. Следует заранее подробно рассказать ему о порядке проведения этого следственного действия, о его участниках, о задачах, которые стоят перед подростком.

Итак, проверка показаний на месте осуществляется для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события.

Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события.

Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/police/020.htm

Психология проверки показаний на месте

Психология проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте осуществляется для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события.

Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события. Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.

Проверка показания проверяется только на месте исследуемого события, измененная обстановка – максимально приближается к первоначальной, в демонстрационных действиях используются только те орудия (или их муляжи), которые использовались в проверяемом событии.

Изменившиеся и не поддающиеся восстановлению условия учитываются как обстоятельства, снижающие достоверность полученных результатов. При подготовке к данному следственному действию определяются те обстоятельства, которые подлежат проверке, уточнению и детализации; вопросы, подлежащие выяснению.

По прибытии на место лицо, чьи показания проверяются, свободно излагает соответствующие обстоятельства, связанные с расследуемым событием.

При этом выясняется, по каким приметам он выбирает маршрут движения к месту события и узнает место события Проверяемое лицо может демонстрировать действия, совершенные им во время события, показывает все предметы, вовлеченные в событие, указывает все места, где могли остаться следы и иные вещественные доказательства.

Этому лицу задаются уточняющие и детализирующие вопросы, а также вопросы, активизирующие его воспроизводящую деятельность. В психологическом отношении проверка показаний на месте сопряжена с психическим процессом узнавания: ранее сформированный образ сопоставляется с образом текущего восприятия. Узнавание может осуществляться по существенным и несущественным признакам.

Возможно и ложное узнавание, добросовестное заблуждение. В крайне утомленном, психически напряженном состоянии проверяемое лицо может испытывать иллюзию повторного видения тех обстоятельств, которые в действительности воспринимаются впервые.

Многие люди не обладают развитой пространственной (топографической) ориентацией.

Их ориентационные затруднения не могут быть истолкованы как несоответствие их показаний действительности. При этом учитываются такие особенности восприятия, как апперцепция, избирательная направленность, константность и аконстантность. Узнавание местности и обстановки затрудняется в различных ракурсах их восприятия, в условиях измененного освещения и особенно при сезонных изменениях. Однако неузнавание объектов с четко выраженными опознавательными признаками должно вызывать сомнение в правдивости показаний. Особенно отчетливо должны запоминаться объекты различных действий, последовательность их использования, обстоятельства, затруднявшие достижение определенных целей, обстоятельства, связанные с началом или окончанием действий, передвижений, поворотные пункты маршрута движения – все это могло выступать в качестве опорных пунктов восприятия и запоминания.

32. Психология следственного эксперимента Следственный эксперимент проводится с целью проверки фактической возможности осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях.

Моделируя, воспроизводя соответствующие условия, следователь устанавливает: • имелась ли возможность видеть, различать и опознавать определенные предметы, их форму, цвет, размеры, частные признаки при данных условиях их удаленности, освещенности, угла зрения; • возможно ли совершить определенные действия при данных условиях; • возможно ли провести данное действие за определенное время; • имелась ли возможность слышать и различать определенные слова, звук: • обладает ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками и умениями. следственного эксперимента – проведение опытов, организация непосредственного наблюдения за реальными явлениями, действиями и процессами. Основные требования, предъявляемые следственному эксперименту: проведение опытных действий в условиях, максимально приближенных к условиям, в которых совершилось проверяемое действие или событие; проведение следственного эксперимента в том же месте, где произошло событие; в то же время суток и года; при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т. п.); проведение эксперимента с использованием всех первоначальных средств действия (механизмов, орудий, приспособлений, материалов); при той же величине и направлении приложения сил; при тех же темпе и продолжительности действий. Следует также учитывать, что эффективность деятельности человека, особенности его поведения в значительной мере зависят от его психического состояния. Воспроизведение этих состояний во многих случаях невозможно. Так, в состоянии аффекта человек способен многократно увеличивать свои физические возможности. Экспериментальная проверка таких действий неосуществима. Моделирование субъективных факторов – основная сложность в проведении следственного эксперимента. Присутствие многих людей также может повлиять на “чистоту” эксперимента: неизбежно возникновение эффекта социальной ингибиции – подавление активности индивида. Наряду с этим повторные действия несут в себе эффект научения. Повторно можно сделать то, что сразу не получалось. Повторные действия могут осуществляться значительно быстрее или медленнее, чем в первичных условиях. Замедление действий может быть связано с тем, что при проверке действий человека со стороны, он берет под сознательный контроль и все то, что первоначально могло осуществляться на подсознательном, стереотипном уровне, т. е. более ускоренно. Все это обусловливает необходимость вариативности проводимых опытов, нивелирование различных привходящих обстоятельств. Опытные действия целесообразно повторять в зависимости от степени адаптации индивида к данным условиям, варьируя отдельные условия действия и даже его исполнителей. Результаты следственного эксперимента интерпретируются как наличие объективных возможностей осуществления определенного действия или события и как субъективная возможность выполнения определенного действия данным лицом. Сделанные выводы, заключения могут носить вероятностный или достоверный характер. Следует учитывать, что психофизиологические возможности отдельных индивидов могут значительно превосходить усредненные человеческие возможности. Многие люди обладают повышенной чувствительностью отдельных анализаторов, высокими психомоторными возможностями. Действия людей в значительной мере определяются их мотивационными побуждениями и текущими психическими состояниями, системной работой сенсорных и перцептивных систем. Следственный эксперимент проводится в ряде случаев в соответствии с желанием проверяемого лица. Без его активного поведения его возможности не могут быть проверены. Иногда проверяемое лицо в силу утраты своих возможностей, ухудшения психофизического состояния не может совершить тех действий, которые совершало раньше. Все решающие для уголовного дела диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием специалиста-психолога. Следственный эксперимент, проводимый с целью проверки искусного мастерства (изготовления фальшивых денег, документов, вскрытия сейфов и т. п.) требует предварительной психологической подготовки проверяемого лица, установления с ним психологического контакта, возбуждения желания продемонстрировать свои возможности. Недопустимы опытные действия, унижающие честь и достоинство человека или содержащие угрозу для его жизни и здоровья.

Итак, завершено комплексное исследование психологических аспектов криминального поведения, личности преступника и расследования преступлений. Авторы уверены, что главным стержнем углубленного анализа такой сложной категории как преступность, является интегративный подход к исследованию научных (междисциплинарных) знаний. Именно в их оптимальном соотношении заложена эффективность разработки мер борьбы с преступностью и возможность быстрейшей реализации социально-правовой реформы в России.



Источник: https://infopedia.su/14x13d89.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.