Психологические особенности проверки показаний на месте

3.Психологические особенности поверки показаний на месте

Психологические особенности проверки показаний на месте

За последние годы в следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практики свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого следственного действия.

Проверка показаний на месте является сложно-структурным следственным действием, включающее в себя элементы ряда других: осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.

В настоящее время это следственное действие является самостоятельным процессуальным актом и предусмотрено уголовно-процессуальным кодексом, кроме того, оно широко применяется в следственной практике в рамках иных следственных действий, регламентируемых уголовно-процессуальным законом.

Проверка показаний на месте осуществляется для установления соответствия или несоответствия показания обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места осуществления события.

Основаниями для проведения проверки показаний на месте являются:

1. Необходимость обнаружения места происшествия.

2. Необходимость установления пути следования.

3. Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

4. Установление неизвестных следствию лиц.

5. Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия.

6. Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

7. Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.

Проверка показаний на месте с психологической стороны имеет ряд особенностей по сравнению с другими следственными действиями.

Так, в отличие от допроса, показания даются на фоне реальной обстановки. Следователь при этом получает информацию значительно более емкую, так как не только слушает, но и видит, сравнивает. Восприятие осуществляется им не только на уровне символа – слова, но и переходит на качественно более высокий уровень – образ.

Повторение показаний на месте расследуемого события благодаря оживлению ассоциативных связей активизирует образную память, а демонстрация лицом, показания которого проверяются, своих действий стимулирует моторно-двигательную память.

Все это в совокупности активизирует в памяти латентное (скрытое) запечатление, позволяет расширить воспоминания, скорректировать их с учетом воспринимаемой обстановки.

В отличие от осмотра и допроса, для получения информации при проверке показаний на месте одновременно используется не один, а три познавательных процесса: расспрос, наблюдение, сопоставление.

Проверка показаний на месте, как и предъявление для опознания, характеризуется процессом узнавания. При проверке показаний лицо их дающее узнает место и детали обстановки расследуемого события. Однако, в отличие от предъявления для опознания, объекты, узнавание которых происходит, заранее не подбираются и узнающему не приходится вычленять из их числа однородных , сходных объектов.

К психологическим особенностям проверки показаний на месте относятся:

1. Индивидуальная способность лица, показания которого проверяются к восприятию и запоминанию обстановки, в которой происходит то или иное событие.

2. Пространственная (топографическая) ориентация при воспроизведении обстановки.

3. Психологическое воздействие на лицо, дающее показание, повторного присутствия на месте расследуемого события.

В частности, первая из названных особенностей может быть выявлена в ходе допроса, предшествующего проверке показаний, следственного эксперимента, направленного на проверку возможности восприятия и запоминания, а также судебно-психологической экспертизы.

При этом надо иметь ввиду, что оказавшись вновь на месте происшествия, дающий показания повторно воспроизводит мысленную модель случившегося. Причем делает он это более успешно, чем при допросе, поскольку детали события не только восстанавливает мысленно, но и воспринимает непосредственно.

Следователю важно установить объективные и субъективные факторы, повлиявшие на качество восприятия лицом, показания которого проверяются, обстановки и обстоятельств расследуемого события.

К обстоятельствам объективного характера относятся: метеорологические условия, отдаленность воспринимаемых объектов, степень их освещенности и другие; к субъективным – состояние органов чувств, личностные переживания (страх, отчаяние, боль), общее состояние организма человека (болезнь, алкогольное опьянение).

Запоминание окружающей обстановки и ее отдельных деталей может быть произвольным и непроизвольным.

Человек, к примеру, совершивший преступление и укрывший в определенном месте похищенное им оружие,специально (произвольно) запоминает обстановку, чтобы потом найти спрятанное.

При проверке его показаний он без труда узнает и показывает места укрытия интересующих следствие объектов.

Однако часто следователю приходится сталкиваться с непроизвольным запоминанием, когда преступник или потерпевший не ставят перед собой цель запомнить обстановку и обстоятельства происшедшего.

Материал будущего показания храниться в человеческой памяти с различной степенью готовности к воспроизведению. И следователю необходимо, не прибегая к подсказке или внушению, оказать лицу, показания которого проверяются, помощь в воспоминании.

Повторное восприятие обстановки события усиливает работу памяти. Кроме того, известно, что деятельность находиться в тесной взаимосвязи с восприятием, запоминанием и вспоминанием. Поэтому следователь должен при проверке показаний на месте предлагать лицу, дающему показания, выполнять те действия, которые выполнялись им раньше, и выяснить характер переживаемых им в тот момент эмоций.

Известно также, что лучше запоминаются события, связанные с преодолением определенных трудностей и препятствий. Кроме того нужно учитывать характер воспринимаемых объектов, степень их оригинальности. Всегда лучше запоминаются объекты нестандартные, отличающиеся выраженными индивидуальными признаками.

Повторное пребывание на месте расследуемого события нередко приводит к тому, что человек начинает вновь испытывать переживания, связанные с преступлением.

Их эмоциональная насыщенность может препятствовать нормальному проведению следственного действия.

Следователю в этом случае необходимо проявить особый такт, использовать методы психологического воздействия (убеждение, примера и т.д.) для нейтрализации нервного напряжения.

Для получения согласия допрошенного лица на проведение проверки его показаний на месте и поддержание с нимпсихологического контакта на протяжении всего следственного действия следователю нужно проявить своиорганизаторские и коммуникативные качества. Они необходимы для руководства группой лиц, которые участвуют в проверке показаний на месте или присутствуют при этом.

С психологической стороны немаловажно выбрать время производства проверки показаний на месте.

Поскольку рассматриваемое следственное действие может быть проведено лишь при согласии лица, чьи показания проверяются, желательно сразу же после дачи им показаний на допросе готовить его к выходу на место происшествия.

Задержка с проверкой может привести к изменению позиций лица, утрате с ним психологического контакта и другим нежелательным последствиям.

В некоторых случаях проведение этого следственного действия целесообразно отложить, памятуя об известном в психологии явлении реминисценции, т.е. отсроченном во времени воспоминании.

Маршрут движения при проверке показаний нужно выбирать таким способом, чтобы он совпадал с тем, по которому лицо, дающее показания, по его утверждению, двигалось в момент проверяемого события. С целью облегчения вспоминания ему можно посоветовать не спешить с выводами, вернуться к исходной точке проверки показаний, внимательнее рассмотреть ориентиры и т.д.

При проверке показаний на месте необходимо учитывать рекомендации, способствующие повышению эффективности этого следственного действия:

· показания допрошенного должны соответствовать его показаниям, проверявшимся на месте, а также данным, полученным из других источников;

· лицо, показания которого проверяются, не должно быть осведомлено о проверяемых фактах из других источников.

По мнению ученых , есть четыре цели проверки показаний на месте, имеющие психологический характер:

1. Поиск вещественных доказательств или следов события о которых дал показания проверяемый (так, если обвиняемый приводит к месту, где он выбросил или спрятал орудие преступления, то его обнаружение будет подтверждать правильность показаний).

2. Обнаружение элементов обстановки места, наличие которых может повлиять на ход события, делая его возможным или невозможным (например, если в показаниях содержится утверждение о проникновении к месту события через пролом в стене, а при проверке показаний повреждений в стене не обнаруживается, правильность показания не находит подтверждения).

3. Выявление “причастной” осведомленности допрошенного (лицо, показания которого проверяются, оказывается в состоянии указать определенные детали материальной обстановки события, которые становятся ему известными вследствие непосредственного участия в нем).

4. Сопоставление деталей преступного события, указанных различными его участниками (так, совпадение показаний соучастников преступления будет свидетельствовать об их участии в данном событии и о достоверности сообщаемых ими сведений).

Сам характер проверки показаний на месте обуславливает необходимость внимательного наблюдения за действиями обвиняемого.

Такое наблюдение должно включать в себя оценку действий (направление движения, темп ходьбы, мотивированные и немотивированные остановки, активный заинтересованный поиск или безразличие, уверенность или неуверенность и пр.), мимики, высказываний, психофизиологических реакций.

Для повышения эффективности наблюдения целесообразно потребовать, чтобы обвиняемый по пути своего следования, обнаружения знакомых ориентиров, поисков искомого объяснял, по каким признакам он узнает объекты.

Существенное психологическое значение имеют объяснения обвиняемого с так называемым “упреждением”: обвиняемый до прихода на место происшествия должен рассказать участникам поверки как оно выглядит; до входа в помещение, где происходили интересующие следствие действия, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т.д. такой показ с упреждением оказывает в случае его подтверждения сильное психологическое воздействие как на понятых так и на самого обвиняемого, препятствуя отказу в последствии от правдивых показаний.

Эффективный прием психологического характера, названный методом реконструкции, описан в литературе. На месте, где предстоит проверка показаний, заранее изменяется положение объектов или некоторые из них удаляются.

Затем лицу, дающему показания, предлагается восстановить обстановку.

Воссоздание им обстановки, соответствующей прежней, а также данным, содержащемся в показаниях и протоколе осмотра места происшествия, активно и убедительно подтвердит правильность сообщаемых сведений.

Некоторой спецификой в психическом аспекте обладает проверка показаний на месте с участием несовершеннолетнего. При проверке показаний несовершеннолетнего нужно принимать во внимание способность подростка, с учетом его возраста и развития, определять пространственное положение отдельных объектов, которые находятся на участке местности, и свое положение относительно их.

Психологическое значение имеет и фиксация хода и результатов проверки показаний на месте с помощью протокола. Не менее важный психологический аспект имеют средства фиксации – фотосъемка, киносъемка, видеозапись. Они должны отражать основные этапы проверки показаний на месте, действия обвиняемого в пути следования, при поиске, обнаружении, демонстрации, показе объектов.

Результаты следственного действия должны оцениваться в совокупности, по итогам всех проверочных данных.

Подводя итог выше изложенному можно отметить, что проверка показаний на месте является сложно-структурным следственным действием и обладает рядом психологических особенностей. Как показывает практика, проверка показаний на месте является важным инструментом в раскрытии преступлений.

Литература

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М.: Юристъ, 1996.

2. Баев О.Я. Тактика следственных действий. Учебное пособие. – Воронеж. 1995.

3. Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. – М.: Наука, 1966.

4. Белкин Р.С. Теория и практика следственного эксперимента. – М.,1959.

5. Васильев В.Л. Психология следственных действий: Учебное пособие. – СПб, 1993.

6. Васильев А.Н., Стеничев С.С. Воспроизведение показаний на месте при расследовании преступлений. – М., 1959.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 1991.

8. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград, ВСШ МВД, 1983.

9. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. – М., 1997.

10. Криминалистика. Учебник / Под ред. А.И. Винберга и С.П. Митричева. – М., 1950. Ч.1.

11. Криминалистика: техника и тактика расследования преступлений. Учебник / Под ред. А.Я. Вышинского. – М., 1938.

12. Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. – М.: Новый Юристъ, 1997.

13. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., ВШ МООП, 1967.

14. Чуфаровский Е.В. Юридическая психология. Учебное пособие. – М., 1997.

15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 1998.

Источник: https://sci-lib.biz/yuridicheskaya-psihologiya/3psihologicheskie-osobennosti-poverki-88109.html

Глава ii. психология расследования преступлений

Психологические особенности проверки показаний на месте

За последние годы особенно в следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практики свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого следственного действия.

Проверка показаний на месте — сложноструктурное следственное действие, включающее элементы осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в основном сочетающее в себе психологические особенности этих следственных действий

цель воспроизведения показаний на месте – получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

Целями воспроизведения показаний на месте могут быть: 1) получение новых доказательств по делу (например, обвиняемый покажет место захоронения трупа, тайник с похищенными ценностями и т. д.

); 2) проверка уже существующих доказательств, установление конкретных причин и условий, способствующих совершению преступления. Лицами, чьи показания проверяются на месте, могут быть потерпевшие, свидетели, подозреваемые и обвиняемые.

При проверке показания на месте у допрашиваемого лица путем ассоциативных связей улучшается память.

На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.

Следователь в ходе воспроизведения показаний на месте не только слушает, но видит и сравнивает. Это позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать исследуемое событие.

Основания для проведения проверки показаний на месте.

1. Необходимость обнаружения места происшествия.

К следователю обратилась гражданка, которая заявила, что, гуляя по лесу, случайно обнаружила труп человека с признаками насильственной смерти. Она не в состоянии объяснить, как найти это место, но с уверенностью заявила, что может показать, где оно находится.

2. Необходимость установления пути следования.

Водитель У., экспедитор И. и грузчик X., похитив значительное количество фруктов, продавали их гражданам прямо с машины. Для установления свидетелей – покупателей фруктов необходимо узнать, по каким улицам проезжала автомашина и где останавливалась. Водитель У., признавшись в совершении преступления, согласился показать тот маршрут, по которому они ехали с похищенными фруктами.

3. Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

Обвиняемый согласился показать то место, куда выбросил нож после нанесения телесного повреждения, другой обвиняемый высказал намерение показать место, где он спрятал похищенные ценности.

Многие люди не обладают развитой пространственной (топографической) ориентацией. Их ориентационные затруднения не могут быть истолкованы как несоответствие их показаний действительности.

При этом учитываются такие особенности восприятия, как апперцепция, избирательная направленность, константность и аконстантность. Узнавание местности и обстановки затрудняется в различных ракурсах их восприятия, в условиях измененного освещения и особенно при сезонных изменениях.

Однако неузнавание объектов с четко выраженными опознавательными признаками должно вызывать сомнение в правдивости показаний.

Особенно отчетливо должны запоминаться объекты различных действий, последовательность их использования, обстоятельства, затруднявшие достижение определенных целей, обстоятельства, связанные с началом или окончанием действий, передвижений, поворотные пункты маршрута движения – все это могло выступать в качестве опорных пунктов восприятия и запоминания.

4. Установление неизвестных следствию лиц.

К., плотник по профессии, признал, что за получение жилья передал должностному лицу взятку.

По словам К, детей он передал не непосредственно должностному лицу, а через посредника «дядю Петю», фамилии и адреса которого он не знает. На вопрос следователя: каким образом можно установить дядю Петю – К.

заявил, что может показать одноэтажный дом, в котором он проживает. Знает он этот дом потому, что перестилал в нем полы.

5. Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия. Здесь речь идет о различных обстоятельствах, деталях, которые могут быть установлены при проверке показаний на месте в ходе сопоставления показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с объективной обстановкой на местности или в помещении.

6. Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

Следователем был задан вопрос обвиняемому: «Каким образом удавалось выносить с территории завода дефицитные детали?», на который он ответил, что передал их через плохо прибитую в заборе доску, которая легко отходит в сторону. Следователь предложил обвиняемому показать это место в заборе, и обвиняемый согласился.

7. Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута. Здесь возможны различные варианты. Лицо, чьи показания проверяются, указывает, где спрятаны похищенные ценности, где находятся выброшенные орудия преступления, расположены следы – результаты его действий.

Четверо рыбаков заявили, что дали взятку инспектору рыбоохраны. По их словам, передача денег имела место на углу Тверской и Красной улиц.

Следователь провел проверку показаний на месте с каждым из заявителей в отдельности, предложив каждому точно указать то место, где были переданы деньги.

В результате оказалось, что заявители указали различные углы, образующиеся при пересечении Тверской и Красной улиц. Так был разоблачен сговор, преследовавший целью оклеветать честного работника рыбоохраны.

При подготовке к воспроизведению показаний психологически значимо: а) убедиться, что лицо, чьи показания будут проверяться, готово и желает участвовать в этом следственном действии; б) правильно выбрать время проведения; в) определить обстоятельства, которые подлежат проверке, уточнению и детализации, а также вопросы, подлежащие выяснению.

Известны случаи, когда обвиняемые ложно соглашаются показать место, где ими было совершено преступление, где спрятаны ценности и т. д. В действительности же они выводят следователя и других лиц в такие места, где заведомо ничего нет и не было.

Цель подобного согласия на участие в выходе на место заключается в том, что обвиняемый стремится создать основу для отказа в суде от своих показаний на предварительном следствии.

Будучи вынужденным в процессе предварительного следствия признать определенные факты под воздействием собранных доказательств, обвиняемый иногда стремится активно противодействовать процессу дальнейшего собирания доказательств, что, по его мнению, может привести к еще большему разоблачению его преступной деятельности. Его признание части преступной деятельности направлено на прекращение дальнейших поисков доказательств. Выход на место в подобных случаях рассматривается им как такое действие, которое одновременно подтверждает его признание и этим самым содействует прекращению процесса активных поисков доказательств и в то же время, поскольку выход на место был осуществлен в соответствии с его ложными показаниями, создает ему базу для последующего отказа от показаний в суде.

Изменение цели может произойти и в ходе самого следственного действия. Обвиняемый по тем или иным причинам уже на месте может отказаться от имеющегося у него желания показать место сокрытия ценностей, трупа и т. д., и в связи с этим он будет указывать место, где заведомо ничего не спрятано.

Для своевременного разоблачения подобных попыток у обвиняемого надо все время внимательно следить за его поведением.

Это поможет следователю выявить изменение в отношении обвиняемого к данному следственному действию, принять соответствующие меры для изменения его отношения, а в некоторых случаях – даже разгадать, где действительно находится место сокрытия ценностей, которое обвиняемый уже в ходе следственного действия решил скрыть.

Н., обвиняемый в убийстве жены, на допросе признал себя виновным в совершении преступления, будучи убежденным, что труп уже найден следователем.

После полученного признания с обвиняемым решено было провести следственное действие по выходу на место преступления для того, чтобы он показал место, где зарыл труп.

Далее события описываются следующим образом: «Яков уверенно шел по лесу и, выведя нас прямо к полузасыпанной траншее, вдруг остановился и удивленно посмотрел на меня: траншея была завалена льдом и снегом, и было видно, что никто здесь труп не отыскивал.

Яков понял, что труп его жены не найден и признался он преждевременно. Надо отдать должное, что он мгновенно оценил ситуацию и двинулся дальше по траншее. Но его остановка и замешательство не ускользнули от нашего внимания…». Труп был найден в том месте, где обвиняемый сделал невольную остановку.

При подготовке к проверке показаний на месте следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь нужно правильно выбрать время воспроизведения показаний.

Обвиняемого после дачи им правдивых показаний следует готовить к выезду на место происшествия, промедление в несколько дней, а тем более недель, может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым, к изменению им своей позиции. Следователю нужно хорошо изучить психологию центральной фигуры этого следственного действия – лица, чьи показания проверяются.

Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Существенное значение при проверке показаний на месте имеет надлежащий психологический контакт с обвиняемым и подозреваемым, которым нужно разъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что даст возможность по справедливости разрешить уголовное дело. В разговорах с подозреваемым или обвиняемым следует подчеркнуть, что проверка даст возможность отмести ложные обвинения, которые кто-либо возводит на него. Не разумно конфликтовать с обвиняемым по мелким несущественным деталям, с которыми можно разобраться потом, в ходе очередного допроса.

В ходе самой проверки необходимо сократить отвлекающие моменты (наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Проверка показаний на месте требует также серьезной подготовки всех остальных участников (понятых, специалистов, работников органов дознания). Они должны не только хорошо знать свои процессуальные права и обязанности, но и быть готовы к любым ситуациям.

Если речь идет о подозреваемом, обвиняемом, участники проверки должны быть предупреждены о недопустимости проявления вовне чувств презрения, негодования, жалости и т. д.

, ибо одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным дальнейшее проведение следственного действия.

Определенные трудности возникают тогда, когда проводится проверка показаний на месте при большом разрыве во времени с событием преступления. Изменяется растительность: вчерашние кустики стали высокими деревьями.

Старое здание магазина разрушено, построено новое – в ста метрах от старого и т. д. В этом случае очень важно, не торопясь, принять всевозможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т. д.

, которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.

Существенное психологическое значение имеют объяснения обвиняемого до прихода на место происшествия, рассказ участникам проверки показаний, как оно выглядит; до входа в помещение, где происходили интересующие следствие события, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т. д. Такой показ с «упреждением» оказывает в случае его подтверждения очень сильное психологическое воздействие как на понятых, так и на самого обвиняемого, препятствуя отказу впоследствии от правдивых показаний.

Психологическое значение имеет и фиксация хода и результатов проверки показаний на месте. Важно, чтобы протокол ясно, логично последовательно отражал весь путь следования обвиняемого, характер его действий, содержание высказываний и объяснений.

Не менее важный психологический аспект имеют изобразительные средства фиксации съемка, видеозапись.

Они должны отражать основные этапы проверки показаний на месте, действия обвиняемого в пути следования, при поиске, обнаружении, показе, демонстрации искомых объектов.

Поскольку проверка показаний на месте производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей.

Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу – разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

Особенно много внимания требует проведение проверки с несовершеннолетними.

Конечно, большую помощь следователю может оказать участвующий в проверке педагог, с которым есть смысл побеседовать до проверки об особенностях психики подростка, чтобы внимание подростка было сконцентрировано на рассказе и демонстрации того, что составляет существо проверки показаний на месте. Следует заранее подробно рассказать ему о порядке проведения этого следственного действия, о его участниках, о задачах, которые стоят перед подростком.

Итак, проверка показаний на месте осуществляется для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события.

Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события.

Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/police/020.htm

47. Психологические особенности проверки показаний на месте,следственный эксперимент

Психологические особенности проверки показаний на месте

Вцелях установления новых обстоятельств,имеющих значение для уголовного дела,показания, ранее данные подозреваемымили обвиняемым, а также потерпевшим илисвидетелем, могут быть проверены илиуточнены на месте, связанном с исследуемымсобытием (ч.1 ст. 194 УПФ РФ).

Это эффективноесредство актуализации их памяти, котороесопряжено с психическими процессамивоспоминания, узнавания, описания исравнения. Вместе с тем цель воспроизведенияпоказаний – получить дополнительныесведения об уже полученном в ходедопроса.

Результаты данного процессуальногодействия могут свидетельствовать обосведомленности или неосведомленностипроверяемого лица, позволяют признатьего (или не признать) очевидцем илиучастником данного события.

Данноеследственное действие является однимиз средств разоблачения ложных показаний.

Проверкапоказаний проводится только на томместе, на котором произошло исследуемоесобытие, измененная обстановкареконструируется – максимальноприближается к первоначальной, вдемонстрационных действиях используетсятолько те орудия (и их муляжи), которыеиспользовались в проверяемом событии.Изменившиеся и неподдающиеся восстановлениюусловия учитываются как обстоятельства,снижающие достоверность полученныхрезультатов.

Впсихологическом отношении проверкапоказаний на месте сопряжена с психическимпроцессом узнавания: ранее сформированныйобраз здесь сопоставляется с образамитекущего восприятия.

При этом можетпроисходить узнавание по существенными несущественным признакам. Возможныи ложные узнавания, добросовестноезаблуждение.

В крайне утомленном,психически напряженном состояниипроверяемое лицо может испытыватьиллюзию повторного видения техобстоятельств, которые в действительностивоспринимаются впервые.

Многиене обладают развитой пространственной(топографической) ориентацией. Ихориентационные затруднения не могутбыть истолкованы как несоответствиеих показаний действительности. При этомучитываются такие особенности восприятия,как апперцепция, избирательнаянаправленность, константность иаконстантность.

Узнавание местности иобстановки затрудняется в различныхракурсах их восприятия, в условияхизмененного освещения и особенно привыгодных изменениях. Однако неузнаваниеобъектов с четко выраженнымиопознавательными признаками должновызвать сомнения в правдивости показаний.

Особенно отчетливо должны запомнитьсяобъекты различных действий,последовательность их использования,обстоятельства, затруднявшие достижениеопределенных целей, обстоятельства,связанные с началом или окончаниемдействий, передвижение, поворотныепункты маршрута движения – все, чтовыступало в качестве опорных пунктоввосприятия и запоминания.

Успешноевоспроизведение показаний на местетребует от следователя организаторскойспособности. Он должен одновременноруководить значительной группой людей(специалисты, конвой, понятые), восприниматьзначительное количество информации,анализировать ее, направлять ходследственного действия, а такжефиксировать всю собранную информацию.

Примеромтого, как анализ поведения лица в ходепроверки показаний на месте способствуетвыявлению его осведомленности о деталяхсовершенного преступления, может служитьописанный ниже известный случай изследственной практики.

Психологическаяхарактеристика следственного эксперимента

Всоответствии со ст. 181 УПК РФ, следственныйэксперимент – следственное действие,заключающееся в проведении специальныхопытов с целью получения новых илипроверки имеющихся доказательств, атакже для проверки следственных версийо механизме совершения преступления,о происхождении каких-либо фактов.

Психологическоесвоеобразие следственного экспериментаобусловлено тем, что он представляетсобой типичный образец реальногодинамического моделирования обстоятельствисследуемого события или отдельных егомоментов. Основой следственногоэксперимента являются опытные действия.

Эксперимент характеризуется тем, чтопри его проведении воссоздается описаннаякем-либо или предлагаемая следователемситуации и проводятся заранее определенныеопытные действия.

При производствеследственного эксперимента следовательопытным путем проверяет свои сомненияв истинности сведений и доказательств,имеющихся в уголовном деле.

Принятовыделять две группы следственныхэкспериментов.

Можно описать видыследственных экспериментов следующимобразом: 1) эксперименты, направленныена исследование психических процессовпроверяемых лиц; 2) эксперименты,направленные на исследование физическихпроцессов связанных с действиями людейи взаимодействием объектов.

В первомслучае подтверждается возможностьналичия или отсутствия того или иногопсихического состояния у лица. В другом,как правило – возможность использованияразличных предметов в целях совершенияпреступления или способов его совершения.

Следственныйэксперимент является сильным средствомпсихического воздействия на егоучастников, поскольку его результатынередко наглядно и неопровержимосвидетельствуют о возможности илиневозможности определенного явления,события, фактов и опровергнуть ихподозреваемыми или обвиняемыми оченьтрудно.

Каксамостоятельное следственное действиес преимущественной активностью иныхучастников, следственный экспериментимеет определенную психологическуюструктуру производства.

Особоезначение имеет вопрос о психологическихособенностях участников следственногоэксперимента и, в первую очередь,следователя.

Психологические особенностиследователя обусловлены: 1) необходимостьюпроверки возникших сомнений в достоверностипоказаний свидетелей, потерпевших,подозреваемых и получения доказательств,способствующих установлению истины поделу; 2) необходимостью проверки версийследователя и других участников процессарасследования в отношении механизмаобразования следов; 3) необходимостьюоказать психическое воздействие налиц, дающих ложные показания.

Психологическаянаправленность участников следственногоэксперимента определяется: 1) потребностьюподтвердить правильность своих показанийи рассеять сомнения следователя; 2)неосведомленностью о способе проведенияэтого следственного действия; 3) надеждойна успешное выполнение опытных действийи подтверждение своих версий; 4) наличиемвнимания и установки на восприятиекаких-то фактов; 5) наличием отношенийвременного сотрудничества со следователемв период производства эксперимента.

Какследует из вышесказанного, психологияследователя и других участниковдетерминируется различными факторамии преследует различные цели.

А.Р.Ратинов выделил в структуре следственногоэксперимента следующие основныекомпоненты:

1.Моделирование объективных факторов.

Для обеспечения правильных результатовследственного эксперимента необходимодостижение максимального сходстваматериальной обстановки и объективныхусловий экспериментального и проверяемогособытия, что возможно, если следовательбудет придерживаться разработанныхкриминалистикой тактических приемовпроизводства данного следственногодействия. Основными из таких приемовявляются:

1)проведение эксперимента на том же месте,где происходило исследование события.При необходимости рекомендуетсяобстановка в том или ином помещении,восстанавливается меблировка комнати т.д.;

2)использование подлинных или сходных сними предметов и материалов. Например,при проверке видимости какого-либопредмета в определенных условиях можноиспользовать и другой предмет, ноаналогичный по форме, размеру, весу,окраске и т.д.;

3)проведение эксперимента при тех жевнешних условиях, что и подлинноесобытие. Имеется в виду время года исуток, климатические условия, степеньосвещенности, звуковой фон и т.д.

Естественно,что не всегда возможно воспроизвестив точности указанные объективныефакторы, но каждое из них должно бытьучтено при оценке результатов эксперимента.

2.Моделирование субъективных факторов– это воспроизведение всей психическойдеятельности (психических процессов исостояний) лица, непосредственновоспринимающего или участвовавшего всовершении преступления.

Воспроизведениеобъективных факторов, хотя и встречаетопределенные затруднения, но все же всвоей основе доступно следователю, вто время как воссоздание субъективныхфакторов зачатую является непосильнойзадачей.

Никогда нельзя гарантироватьто, что при проведении следственногоэксперимента были учтены и воспроизведенывсе необходимые психические состоянияи процессы, бывшие у проверяемых лиц вмомент исследуемого события.

Однакопри проведении следственного экспериментавнимание участников сосредоточено наожидаемом факте (выстрел в соседнейкомнате и т.д.), благодаря чему и восприятиеэтого факта происходит полнее икачественнее.

Все участники экспериментадолжны отчетливо представлять себецель опытных действий и свои задачи впериод их проведения (где находиться,что делать, на что обращать внимание).Специалисты и понятые, кроме того, должныбыть посвящены в план эксперимента, всодержание проверяемых действий и т.д.

Все эти данные они получают из инструктажа,проводимого следователем при подготовкек проведению указанного следственногодействия.

Инструктажследователя, обстановка самогоследственного действия, особая значимостьситуации, присутствие, кроме следователя,еще и ряда других лиц, вызывает порой уучастников эксперимента напряженноесостояние, весьма отличное по своейпсихологической природе от того, вкотором он находился тот же человек вмомент происшествия.

Эмоциональныйподъем, испытанный во время действительногособытия, может смениться подавленнымсостоянием или, наоборот, вместорастерянности наступит психическоевозбуждение.

В подобных случаяхнеобходимо, насколько это возможно припроведении следственного эксперимента,сделать обстановку менее напряженной,вывести человека из подавленного илислишком возбужденного состояния.

Сказанноевыше об относительности сходстваподлинного и экспериментального событиясправедливо и для динамической частиэксперимента.

При производствеследственного эксперимента следовательсталкивается с определенными трудностями:1) наличием не всегда полной информациио проверяемом факте, событии, егопротекании в действительности; 2) стехнической невозможностью абсолютноточного его повторения.

Поэтому дляполучения объективных результатов, длябольшей наглядности и убедительностирекомендуется при проведении экспериментасоблюдать два основных принципа –многократность и вариативность.

Многократностьопытов – неоднократное повторениеодних и тех же опытов в одинаковыхнеизменных условиях в процессе одногоследственного эксперимента. Соблюдениеэтого требования позволяет болеетщательно изучить исследуемое явление,убедиться в том, что полученные результатыне являются случайными и что онидостоверны.

Вариативностьопытов – это осуществление каждогопоследующего опыта в несколько измененныхусловиях (как субъективного, так иобъективного характера) для большейдемонстрации достоверности выводовпроводимого эксперимента. Изменениеусловий может заключаться в их усложнении,ухудшении или упрощении, улучшении.Такая смена вариантов опытных действийпозволит выяснить объективно существующуювозможность свидетеля услышать разговор.

Источник: https://studfile.net/preview/2852300/page:18/

Психолого-тактические особенности проверки показаний на месте

Психологические особенности проверки показаний на месте

Выполнив все подготовительные мероприятия и при­быв вместе с участниками следственного действия в пункт, откуда намечено начать проверку показаний, следователь предлагает допрошенному лицу указать путь к месту события, после чего вся группа начинает движе­ние по указанному им маршруту.

При этом необходимо, чтобы допрошенный шел впереди и самостоятельно, без каких-либо подсказок, указывал путь, обращая внимание других участников на четко вырисовывающиеся ориен­тиры местности и криминалистически значимые места, связанные с обстоятельствами происшествия, например места встречи соучастников непосредственно перед совер­шением преступления, места, где преступник подстерегал свою жертву или выполнял какие-либо подготовительные действия, хранил орудия преступления, где свидетель (или потерпевший) встретил или увидел издали обвиня­емого, направлявшегося к месту совершения преступле­ния, и др. По прибытии на место события допрошенный указывает его общие границы и участки отдельных эпи­зодов, обстановку, предметы и обстоятельства, о кото­рых он ранее дал показания, поясняет их связь с проверя­емым событием, указывает на изменения, которые про­изошли в обстановке и во взаимном расположении предметов, называет предметы и следы, которых уже нет на месте происшествия. Лицу, чьи показания проверяют­ся, может быть предложено продемонстрировать его от­дельные действия, совершенные в момент расследуемого события, восстановить с помощью заранее подготовлен­ных макетов, трафаретов и манекенов прежнюю обста­новку на месте, например, указать местонахождение тру­па, спрятанных орудий преступления, похищенных вещей, других предметов и следов преступления (обнаруженных и изъятых в свое время при осмотре). Все это должно быть тщательно зафиксировано. Действия допрошенного лица по восстановлению обстановки места события и прежнего расположения предметов должны охватывать не только изменения, внесенные в обстановку при ранее проведенном осмотре этого места (изменения, обуслов-359

ленные изъятием обнаруженных предметов и следов), но и все те изменения, которые произошли по тем или иным причинам после осмотра.

Желательно, чтобы обстановка восстанавливалась наиболее детально, ибо степень этой детализации является убедительным показателем осведо­мленности допрошенного лица в конкретных обстоятель­ствах расследуемого события.

Если допрошенный фак­тически не был участником или очевидцем этого события, а знает о нем лишь со слов других, точно восстановить обстановку на месте во всех деталях ему не удастся.

Допрошенному могут быть заданы вопросы, касаю­щиеся отдельных сторон и деталей обстановки на месте, происшедших в ней изменений, конкретных предметов и их связи с обстоятельствами расследуемого преступле­ния, причин несоответствия пояснений допрошенного ли­ца на месте и ранее данных показаний, несоответствия его прежних показаний реальной обстановке, а также других обстоятельств, связанных с местом, где проводится про­верка показаний. Все пояснения заносятся в протокол.

В ряде случаев место проверки может включать нес­колько территориально разделенных между собой пунк­тов: место подготовительных действий преступников, место совершения преступления и его отдельных эпизо­дов, сокрытия предметов и орудий преступления и др.

Проверку показаний в этих случаях следует выполнять в той последовательности, в какой происходило проверя­емое событие, с охватом всех пунктов, упомянутых в по­казаниях допрошенного лица.

Если проверку показаний необходимо провести на одном и том же месте с участи­ем нескольких допрошенных лиц, она выполняется с каж­дым допрошенным отдельно; групповая проверка пока­заний с одновременным участием двух и более допрошен­ных лиц недопустима.

Необходимо особенно внимательно следить за тем, чтобы все действия лица, чьи показания проверяются, были самостоятельными, лишенными каких-либо подска­зок и внушений со стороны других участников следствен­ного действия, чтобы были полностью исключены наво­дящие вопросы и коррективы следователя.

Важным так­тическим правилом является также рекомендация следователю не спешить с негативной оценкой несоответ­ствия пояснений и ранее данных показаний допрошен­ного лица реальной обстановке на месте, помнить, что это несоответствие может быть результатом не только ложности показаний, но и неполноты восприятия мест-

ности, плохой памяти допрошенного и других причин. При заочном описании на допросе участков местности, помещений и расположенных на месте предметов допра­шиваемый иногда затрудняется детально воспроизвести однажды им увиденное, может допустить неточности и даже искажения топографических параметров, особенно в случаях, если условия их восприятия были неблагопри­ятными.

Полнота и точность воспроизведения на допросе топографических образов в значительной мере зависит от избирательности восприятия, степени развития топогра­фической памяти и совершенства пространственных пред­ставлений допрошенного лица. У человека художествен­ного типа по сравнению с мыслительным они обычно более развиты.

Жители сельской местности, работники лесных хозяйств, геодезисты и геологи, туристы и охот­ники, как правило, обладают более высокой избиратель­ностью восприятия местности, хорошо запоминают и бо­лее детально воспроизводят в памяти ее особенности.

Продуктивность топографической памяти усиливается, если человек воспринимал местность, не просто созерцая ее, а совершая при этом какие-либо действия (например, организуя засаду, совершая преступные акты, преодоле­вая те или иные преграды и т. п.). При этом, конечно, надо учитывать и действие разнообразных факторов, от­влекающих внимание, ослабляющих его концентрацию и устойчивость.

Лучше всего запоминаются места, вос­приятие которых характеризуется наиболее яркой эмоци­ональной и волевой насыщенностью («опорные пункты» памяти).

Точность и полнота топографических воспри­ятий зависит от ряда субъективных и объективных ус­ловий (дефекты зрения и слуха, болезненное состояние и сильное душевное волнение, безразличие к происходя­щему событию, кратковременность наблюдения, небла­гоприятные погодные условия, удаленность объекта на­блюдения и т. п.).

Все эти факторы следователь учитыва­ет как при допросе, так и при проверке показаний на месте и оценке ее результатов. Формы топографических представлений у людей развиты по-разному: у одних развита элементарная их форма («карта-путь») — они способны мысленно представить и воспроизвести особен­ности местности лишь аналитически, постепенно, в соот­ветствии с конкретным маршрутом пройденного пути; другие обладают более совершенной формой представле­ний («карта-обозрение») и могут сразу мысленно вос­становить всю карту местности в ее панорамном сте-

реоскопическом изображении. Естественно, показания этих лиц о конкретной местности будут более вырази­тельными, полными и детальными. Полные и яркие об­разы топографической памяти способствуют более уве­ренному узнаванию местности при проверке показаний на месте.

При проверке показаний повторное восприятие (уз­навание) места усиливает процесс оживления прежних ассоциаций допрошенного лица, сформировавшихся при первом посещении этого места, активизирует деятель­ность его памяти.

Поэтому с точки зрения психологии вполне закономерно, что пояснения допрошенного лица при проверке показаний на месте, как правило, более полны и детализированы, нежели его прежние показания, данные на допросе в кабинете следователя.

В то же время такое соотношение может быть и результатом того, что допрошенное лицо при проверке его показаний на месте, указывая путь следования и поясняя обстановку на месте, «списывает ее с натуры», не будучи с ней ранее знакомым.

Истина в таких случаях будет обнаружена лишь при тщательном анализе и сопоставлении показаний допро­шенного лица и его пояснений на месте с реальной об­становкой этого места и результатами ранее проведен­ного осмотра.

Оживление мысленного образа того или иного участка местности в момент узнавания при провер­ке показаний на месте происходит не только в момент, когда допрошенный уже прибыл на этот участок и пов­торно зрительно воспринимает его, но и тогда, когда он находится еще на соседнем участке, сюжетно связанном с последующим.

Эта психологическая закономерность обосновывает один из важных тактических приемов про­верки показаний на месте, суть которого состоит в том, что при подходе к тому или иному месту, когда его еще не видно участникам проверки показаний, допрошенный дает его подробное словесное описание, поясняет его связь с расследуемым событием и только после этого показывает его и поясняет обстановку на месте. Этот прием способствует правильной оценке показаний; если указанные «упреждающие» пояснения (они, как правило, более детальны, нежели показания, данные на допросе) соответствуют реальной обстановке на месте, доверие к проверяемым показаниям возрастает.

Значительно активизируют топографическую память образы моторной памяти. Поэтому при проверке показа­ний на месте целесообразно рекомендовать допрошен-

ному лицу выполнить ряд демонстрационных действий, повторяющих его прежние действия на этом месте. Со­вершать их необходимо в тех местах, где они, по показа­ниям допрошенного, фактически совершались ранее, во время события.

Точно так же осуществлять показ пред­метов, обстановки и обстоятельств, связанных с проверя­емым событием, необходимо с тех мест, откуда их на­блюдал допрошенный во время происшествия. Это спо­собствует оживлению прежних ассоциаций и более полному восстановлению в памяти обстановки места происшествия.

Продуктивность узнавания местности при проверке показаний на месте во многом зависит также от объективных факторов: сезонных различий в пейзажах местности, состояния погоды, освещенности и других факторов, затрудняющих пространственную ориентацию допрошенного лица.

Например, трудно бывает узнать по летнему пейзажу местность, которую допрошенный на­блюдал зимой. Потому время проведения проверки пока­заний на месте надо избирать с учетом этих факторов. Их следует иметь в виду и при оценке результатов данного следственного действия.

Проверка показаний на месте с психологической сто­роны характеризуется не только репродуктивной, но и ак­тивной мыслительной деятельностью, тем более когда воспроизведение топографических образов по тем или иным причинам затруднительно.

Поэтому необходимо терпеливо, до конца выслушать пояснения допрошенного лица, не перебивать его вопросами, замечаниями и т. п.

Здесь вполне приемлем рекомендованный в тактике до­проса метод «свободного рассказа» с последующей по­становкой контрольных и уточняющих вопросов.

Если прежние показания допрошенного лица не со­гласуются с реальной обстановкой и его пояснениями на месте, следователь обращает на это внимание допрошен­ного, предлагает ему пояснить причины такого несоот­ветствия и по возможности указать именно те предметы и обстоятельства, которые описаны в его ранее данных показаниях.

При этом следователь может воспользовать­ся планом или схемой, выполненными самим допрошен­ным лицом во время допроса перед проверкой показаний на месте. Если он будет настаивать на своих пояснениях, проверку показаний следует продолжить.

Если же допро­шенный под воздействием обстановки на месте заявит, что его прежние показали лживы и он от них отказыва­ется, то проверку показаний необходимо прекратить

и провести его повторный допрос с оформлением соот­ветствующего протокола. В протоколе же проверки пока­заний на месте в этом случае необходимо зафиксировать, чтодопрошенный не смог указать место и обстановку проверяемого события и заявил об отказе от ранее дан­ных показаний.

Если допрошенное лицо при проверке показаний на месте укажет на какой-либо новый участок местности или помещение, где находятся те или иные материальные следы преступления (орудия убийства, труп, похищенное имущество и т. п.

), о которых он ранее на допросе умолчал, проверку показаний необходимо прервать, провести втом же составе участников осмотр новогоместа и всего, что там обнаружено, составить протокол осмотра, а затем возобновить и продолжить проверку показаний на месте.

Совмещать эти два само­стоятельных следственных действия и оформлять одним протоколом, как уже отмечалось, было бы неправомерно.

Источник: https://studopedia.su/18_38173_psihologo-takticheskie-osobennosti-proverki-pokazaniy-na-meste.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.