Психологическая экспертиза в критических ситуациях это

Иванов Ф

Психологическая экспертиза в критических ситуациях это

Иванов Ф.Е.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

ситуаций профессиональной деятельности

В настоящее время при решении проблем безопасности профессиональной деятельности в потенциальноопасных социотехнических системах актуальное значение приобретает понимание субъектогенеза как важнейшей составляющей мировоззрения гуманистически ориентированного психолога-практика.

Парадигма субъектности успешно развивается в современной психологии (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Алексеев А.В., Асмолов А.Г., Василюк Ф.Е., Братусь Б.Г., Климов Г.А., Кондикин О.А., Петровский В.А., Маркова А.К. и др.

), подтверждая своевременность разработки идеи субъектности в трудах выдающихся отечественных психологов Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г., Ломова Б.Ф.

Особенно продуктивностна идея субъектности и понятия субъектогенеза как о производной могут быть реализованы в психологической практике экспертизы критических ситуаций профессиональной деятельности.

Для психолога-эксперта критических ситуаций профессиональной деятельности, принимающего субъектогенез как основу бытия его практики, очевидными становятся современные положения психологического знания о значимости и уникальности самоопределения человека в различных психологических пространствах, о своей чрезвычайной личной этической ответственности за продукт своей деятельности.

Существование человека в профессиональном реальном психологическом пространстве означает всегда одновременно его существование с одной стороны, в других психологических пространствах таких, как жизнедеятельностном, индивидуальном, личностном, социальном.

С другой стороны – в реализованном процессуальном психологическом пространстве субъекта труда можно выделить четыре базовых пространственных конструкта: нормативный, личностный, профессиональный, социальный. Нормативный (н) включает в себя систему правил, регулирующих профессиональную деятельность, требования к ее процессу и результатам.

Личностный (л) – индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в профессиональной сфере и опосредующие индивидуальный стиль деятельности. Профессиональный пространственный конструкт (п) определяет систему требований к профессиональным качествам.

Социальный конструкт (с) отражает систему межличностных отношений в профессиональной среде, динамику интересов профессиональной группы.

Поэтому реконструкция критической ситуации профессиональной деятельности с целью построения объективной картограммы причин-факторов, ее развитие должно строится с учетом синхронного и гетерогенного “сосуществования” субъекта в различных психологических пространствах и конструктах пространств.

Такой полифункциональный анализ субъекта позволяет выявить причинные факторы срыва профессиональной деятельности, в том числе и факторы, которые связаны с внутренними конфликтами, порождаемых столкновениями когнитивно-мотивационных компонентов различных конструктов профессионального производства: так, конфликт между стремлением к самореализации и стремлением соответствовать запросам профессиональной группы можно рассматривать в качестве столкновения личностного и социального конструктов, а несоответствие представлений личности о профессиональных требованиях и собственных возможностях – как противоречие между компонентами профессионального и личностного конструктов. Вместе с тем, в качестве детерминанты профессиональных внутриличностных конфликтов могут выступать, на наш взгляд, и противоречия в самих пространственных конструктах. К таким противоречиям относится, например, принятие взаимоисключающих нормативных актов, которое непосредственно провоцирует нарушение безопасности профессиональной деятельности.

Впрактике психологической экспертизы активно используется и более широкое, универсальное понятие субъекта труда.

Универсальность понятия субъекта труда заключается в представлении о субъекте труда как о некотором социуме, осуществляющем данную трудовую деятельность в системе.

В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума. Локус определения субъекта детерминирован задачами психологического анализа при изучении причин критической ситуации.

При определении распределенного субъекта труда возникает необходимость введения понятия разобщенности “субъекта решения” и “субъекта исполнения”. Эта разобщенность проявляется в определении специфического функционирования субъектов совместной деятельности.

Распределенность субъекта труда имеет горизонтальный и вертикальный характер, который связан с различной ролью ответственности и подчинения.

Программы поведения субъекта труда могут существенным образом отличаться по структуре и функциональному содержанию: “субъект труда” как субъект решения и “субъект труда” как субъект исполнения.

Таким образом, реализация идеи субъектности и субъектогенеза в практике психологической экспертизы критических ситуаций профессиональной деятельности позволит более полно и надежно исследовать роль человеческого фактора в социотехнических системах с опасными технологиями.

Источник: http://www.ipras.ru/conf/ivanov.htm

Раздел 3 Психологическая экспертиза экстремальных и критических ситуаций

Психологическая экспертиза в критических ситуациях это

Системныйподход и правовые аспекты психологическойэкспертизы. Уровни психологическогоанализа деятельности субъекта вэкстремальных и критических ситуациях.Полилог как универсальный методрефлексивного анализа при реконструкцииэкстремальных и критических ситуаций.Эффекты влияния факторов процессапринятия решения на трансформациюальтернативных ситуаций в экстремальныеи критические.

Литература:

  1. Андрияко Л.Я., Иванов Ф.Е., Ладенко И.С., Сапрыкин А.Н., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю., Яблоков М.К. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Методические указания – Новосибирск,. 1990.

  2. Человеческий фактор: анализ происшествий и инцидентов при их расследовании. – Монреаль. Циркуляр ИКАО. 2004.

  3. Материалы VI Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье» – М.: 2008.

Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (эстс) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности

Моделичеловеческого фактора. Характеристикибезопасного функционирования ЭСТС.Психофизиологические, медицинские ипсиходиагностические средства анлизаи оценки состояния субъекта профессиональнойдеятельности в ЭСТС.

Литература:

  1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. (Справочник практического психолога). – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  2. Психология экстремальных ситуаций. Под редакцией В.В. Рубцова, С.Б. Малых – М.: Психологический институт РАО, 2008

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях, 2008.

Тема 8. Психология безопасности эстс как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов

Культурабезопасности как основа профилактики.Психологическая готовность и способностьчеловека к преодолению экстремальнойи критической ситуации.

Рефлексивнаякультура как основа психологиибезопасности. Специальные методысовременной активной профилактики.

Литература:

  1. Материалы IV Международного научно-практического конгресса «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий» (Статьи Ф.Е.Иванова, В.В.Смолянинова, С.П.Кречетова, А.Е. Ерманок и др.) – М.: 2004.

  2. Материалы V Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: здоровье, надежность и реабилитация» – М.: 2006.

  3. Материалы VI Международного научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье» – М.: 2008.

IV. Контрольные вопросы к экзамену

  1. Предмет и объект психологии экстремальных и критических ситуаций.

  2. Определение ситуаций:

а)Экстремальная;

б)Критическая;

в)Чрезвычайная.

3.Психологические пространства.

Классификацияэкстремальных и критических ситуаций.

4.Уровни репрезентации при анализеситуаций.

5.Типология критических ситуаций

6.Закономерности соотношения ситуациии процессов переживания как их преодоления(ранг ситуаций, ранг переживаний).

7.Режимы функционирования сознания.

8.Типология жизненных миров.

9.Динамический круг ситуаций при работепсихотерапевта.

10.Парадигмы анализа переживания деятельности(энергетическая и пространственная).

11.Парадигмы анализа переживания деятельности(временная, генетическая,информационно-когнитивная).

12.Эффекты влияния факторов процессапринятия решения на трансформациюальтернативных ситуаций в экстремальныеи критические.

13.Субъективные и объективные факторыопасности ситуаций.

14.Динамикаразвития субъективных и объективныхфакторов опасности в ситуациях.Трансформация нормативных ситуаций вэкстремальные и критические.

15.Психологическая экспертиза в критическихситуациях (принципы, основные методы).

16.Уровни психологического анализадеятельности при психологическойэкспертизе.

17.Полилог как универсальный методрефлексивного анализа при реконструкцииэкстремальных и критических ситуаций.

18.Свойства полилога и его применение вразличных функциональных задачахэкспертизы экстремальных и критическихситуаций.

19.Концепция системы активной профилактикипроисшествий и инцидентов в ЭСТС.

20.Психология безопасности ЭСТС какпсихология превентивного поведения,определение человеческого фактора вЭСТС.

Источник: https://studfile.net/preview/4384728/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.