Прямой и косвенный

Содержание

Что такое умысел в уголовном деле

Прямой и косвенный

В 2019 году борьба с преступностью стала одним из основных направлений работы правоохранительных органов, как в РФ, так и большинстве зарубежных государств. Среди различных составляющих любого преступного деяния субъективная сторона, основывающаяся на принципе вины, считается его важнейшим элементом.

В действующем законодательстве России предусмотрено, что привлечение подозреваемого гражданина к уголовной ответственности становится возможным только после установления его вины. Это положение является причиной того, что правильная квалификация умысла и степени вины имеют большое значение в действующем уголовном законодательстве и служат гарантией того, законность будет соблюдена.

Участие адвоката в уголовном деле также является одним из условий соблюдения законности при проведении следственных действий в отношении граждан, обвиняемых в разного рода преступных деяниях.

Определение понятия умысел в УК и его виды

В уголовном праве под умыслом понимается отношение человека к преступному деянию, а также последствия преступления на уровне его психики. В ст.26 и ст.25 УК России дается определение двух форм вины:

То есть, объявляя гражданина виновным заведомо устанавливается, что преступление было совершен либо из-за неосторожности, либо умышлено. Правильное определение формы вины имеет решающее значение в юридической практике.

Умысел, как форма вины встречается наиболее часто при совершении любых преступных деяний. Его основные виды:

  • косвенный умысел;
  • прямой умысел.

Также в юридической практике встречаются следующие разновидности умысла:

  • обдуманный заранее;
  • простой, возникший внезапно, и аффектированный, возникший внезапно;
  • не конкретизированный или неопределенный;
  • альтернативный.

Прямой умысел

Преступление квалифицируется в форме прямого умысла в случае, когда лицо, его совершившее, понимает, что его действия или бездействие будут иметь негативные последствия для граждан и общества. Кроме того, он предусматривал возможность и даже желал наступления негативных последствий (ст.25, ч.2 УК России).

Под желанием лица, совершившего преступление, имеется ввиду стремление добиться задуманного результата. Однако обвиняемый не уверен, что последствия от преступных деяний будут соответствовать его умыслу и принесут задуманную выгоду.

В большинстве случаев человек, преступающий закон, осознает неправомерность своих действий. Тем не менее в юридической практике нередко встречаются случаи, когда гражданин, совершая противоправный поступок, даже не подозревает об этом. Однако это деяние квалифицируется как умышленное преступление и незнание не освобождает от уголовного преследования.

Прямой умысел может иметь два вида предвиденья:

  1. отрицательные последствия подразумеваются, как неизбежные, например, выстрел с близкого расстояния (в упор) на 99% гарантирует гибель жертвы;
  2. подразумевается возможность отрицательных последствий для жертвы или общества, но полной уверенности в этом у преступника нет.

Следует отметить, что именно отрицательные последствия для граждан или общества служат формальным признаком большинства видов преступных деяний.

Также прямой умысел может быть материальным, именуемым в правовых нормах, как корыстный. В этом варианте сутью желания лица, свершившего преступление, является нанесение ущерба конкретному гражданину или обществу с целью получения личной выгоды.

Участие адвоката в уголовном деле поможет правильно квалифицировать характер прямого умысла и степень вины клиента.

Косвенный умысел

Под косвенным умыслом в судебной практике понимают ситуацию, когда лицо, совершая преступное деяние, понимает, что его бездействие или действие приведет к негативным последствиям, независимо от его желания или нежелания и все-таки допускает их наступление или относится к потенциальным негативным последствиям безразлично.

При совершении преступного деяния с косвенным умыслом негативные последствия в большинстве случаев являются сопровождающим продуктом, так как цель преступника не они. То есть лицо, совершившее преступление, не желает наступления негативных последствий для жертвы или общества.

В действующих правовых нормах указываются два возможных вида такого нежелания:

  • преднамеренное допущение негативных последствий;
  • безразличие к возможному наступлению негативных последствий.

Встречаются также случаи, когда преднамеренное допущение негативных последствий сочетается с безразличием к их возможному наступлению.

Адвокат по уголовным делам в СПб поможет разобраться в сложившейся ситуации и правильно квалифицировать форму умысла в любом виде преступных деяний.

Формы умысла в зависимости от времени его проявления

В правовых нормах УК России, помимо разобранных форм умысла, его подразделяют:

  • по времени проявления на внезапный и заранее продуманный;
  • по уровню определенности на неопределенный и заранее определенный умысел.

Такое разделение требуется для более полного понимания характера, причин и мотивов преступления, и участие адвоката в уголовном деле поможет проконтролировать правильность квалификации следственными органами подвида умысла в каждом конкретном случае.

Наиболее опасным из перечисленных подвидов считается заранее обдуманный умысел, когда преступник до совершения преступного деяния обдумал и составил план, подобрал орудия и место для совершения преступления. Этот вид считается трудно раскрываемым, поскольку тяжело собрать убедительную доказательную базу.

Внезапный умысел, в отличие от заранее продуманного, совершают сразу или в зависимости от обстоятельств достаточно быстро. Он может быть простым и совершенным в состоянии физиологического аффекта.

Простой умысел подразумевает совершение преступного деяния сразу или в течение короткого времени после возникновения замысла, при этом преступник находится в уравновешенном психическом состоянии и осознает последствия. Его проще раскрыть, так как после совершения преступного действия находится достаточно улик.

Умысел, совершенный в состоянии физиологического аффекта, подразумевает, что преступник в момент совершения проступка был не в состоянии контролировать собственные действия. В подобных ситуациях, как правило, вносится более мягкое судебное решение.

В УК России подразделение умысла на внезапный и обдуманный заранее не принимается, как окончательное при квалификации каждого конкретного преступного деяния.

Это происходит потому что, действуя по заранее обдуманному умыслу, преступник может проявить нерешительность, в то время как действуя в состоянии физиологического аффекта, преступник может быть очень опасен (например, не задумываясь убивая человека во время драки).

Участие адвоката в уголовном деле может повлиять на принятие более благоприятного решения для клиента при квалификации умысла в ходе следствия и при вынесении судебного решения.

Подразделение видов умысла по степени определенности

Конкретизированный или определенный умысел подразумевает, что лицо, совершающее преступное деяние, в полной мере понимает его вред и последствия.

Конкретизированный умысел подразделяется на простой умысел и альтернативный. В первом случае лицо, совершающее преступное деяние, преследует только одну цель, например, убить жертву ножом.

Во втором, нанося удары ножом, преступник осознает, что может как убить, так и сильно навредить здоровью жертвы.

Неконкретизированный умысел подразумевает, что лицо, совершающее преступление, осознает опасность своего поступка, но не понимает уровень последствий для гражданина или общества.

Наглядным примером может стать уличная драка, во время которой можно нанести здоровью жертвы вред и даже убить. То есть лицо, совершающее преступное деяние не понимает уровень последствий. Другим примером не конкретизированного умысла может стать карманная кража, когда преступник не в состоянии заранее определить размер наносимого им ущерба.

Участие адвоката в уголовном деле поможет правильно определить был ли умысел конкретизированными или он относится к категории не конкретизированных.

Альтернативный умысел подразумевает, что преступник предполагает наступление сразу нескольких негативных последствий для жертвы. Например, стрельба из пистолета с близкого расстояния может привести как к нанесению ущерба здоровью жертвы, так и гибели. В этом случае определение степени ответственности производится по наступившим последствиям.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что подразделение умысла на косвенный и прямой позволяет точнее квалифицировать преступное деяние и правильно устанавливать степень ответственности в каждом конкретном случае.

Классификация вины на разные формы и подвиды упрощает разделение вины на неосторожную и умышленную, а также помогает правильно разграничивать оконченные преступные деяния и покушения на их совершения.

При своевременном обращении услуги адвоката по уголовным делам при своевременном позволят человеку, попавшему под подозрение, добиться правильной квалификации проступка, так как опытный юрист сможет грамотно отстоять интересы клиента на стадии следственных мероприятия и во время судебного разбирательства.

Источник: https://sstumanov.ru/chto-takoe-umysel-v-ugolovnom-dele/

Какие виды и формы умысла предусмотрены уголовным кодексом РФ и как они трактуются

Прямой и косвенный

Уголовное наказание преступника за совершенное деяния основывается на принципе вины.

Это субъективное понятие, которое является основополагающим для определения степени ответственности, а значит, и строгости окончательного приговора. Важную роль при этом играет умысел, с которым человек совершал правонарушение.

Разберемся подробно, как российское законодательство трактует этот термин, какие виды и формы умысла в уголовном праве применяются на практике.

Определение термина

Для начала следует выяснить, что такое вина с правовой точки зрения. В юридической литературе она определяется как психологическое отношение человека к совершаемому им противоправному действию и его последствиям. При этом учитываются две составляющие – интеллектуальная и волевая. Умысел в данном контексте выступает одной из форм вины.

Умышленная форма вины предполагает четкую осознанность факта запрета и последующего наказания за преступление.

Согласно статье 25 Уголовного кодекса РФ на ряду с умыслом выделяется преступное деяние по неосторожности. Но на практике умышленное правонарушение встречается гораздо чаще, примерно в 85-90% случаев.

Таким образом, умысел в уголовном праве – это наличие у человека воли для совершения общественно опасного деяния, осознание его сущности и возможных последствий. Квалификация вины согласно данному критерию обеспечивает максимально объективную оценку вины и законность наказания.

Разновидности умысла

Умышленное преступление, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация основывается на трех главных показателях – психологическом содержании, времени возникновения намерения, представлениях о сущности деяния. Соответственно, уголовное право выделяет умысел:

  • прямой;
  • косвенный;
  • спланированный;
  • внезапный;
  • определенный;
  • неопределенный.

Разберем каждый по-отдельности с конкретными примерами.

Прямой

Умысел называют прямым, если лицо, совершившее преступление, понимало общественную опасность своего действия или бездействия. Более того, оно предвидело неизбежность или возможность негативных последствий и хотело сознательно их наступления. Простыми словами, преступник стремился к достижению определенной цели и четко осознавал ее.

В прямом намерении задействованы три основополагающих элемента психики личности:

  • осознание;
  • предвидение;
  • желание.

Ожидаемый результат не гарантирован и даже может быть невыгоден, но он очевиден и желанен. Обвиняемый признается действующим с прямым умыслом, если он понимал неизбежность отрицательных последствий, а значит заведомо хотел подобного исхода событий.

Пример: гражданин Н. идет убивать гражданина С. выстрелом в голову. В данной ситуации он понимает, что человек неизбежно погибнет. Очевидно, что он желает причинить ему смерть, то есть предвидит фатальные последствия. Он, конечно, может не попасть в цель или только ранить противника, но при планировании действия присутствует картинка его гибели.

Приготовление, организация, подстрекательство, пособничество автоматически подпадают под определение прямого умысла.

Еще один важный нюанс – понимание общественной опасности правонарушения, представление о содержании, объекте и обстоятельствах преступления. При этом человек не обязательно стремится убить, а, например, получить наживу, отомстить, замести следы другого деяния, причинить материальный ущерб или попросту бездействует.

Косвенный

Косвенный умысел, как прописано в УК, также относится к осознанным действиям. Преступник отдает себе отчет, что собирается совершить противоправный поступок, который в будущем будет иметь негативные последствия. Но, в отличие от прямой формы, отсутствует целенаправленное желание плохого результата, при этом человек допускает его возможность или относится к исходу с безразличием.

С психологической точки зрения косвенная форма позволяет преступнику только предвидеть возможные общественно опасные последствия, но он не считает их неизбежными и не стремится к ним. Второй вариант – он попросту не задумывается о конечном результате, что расценивается как бездействие.

Умысел не может считаться косвенными, если:

  • состав преступления формальный, например, дезертирство, вымогательство;
  • присутствует подготовительный этап, то есть планирование;
  • обвиняемый является подстрекателем, организатором, пособником;
  • совершено покушение;
  • есть специальная цель противоправного деяния и сознание неизбежности последствий.

Пример из юридической практики: во время вечеринки гражданин Д. поссорился с гражданкой Б., после чего последняя ушла. Гражданин Д. догнал ее на лестничной площадке и выстрелил, попав в руку.

Стрелок в суде отрицал свое намерение убить пострадавшую, просто хотел напугать, и даже не видел, куда стрелял. Благодаря свидетелям было доказано, что в подъезде было темно и гражданин Д. быстро вернулся в квартиру, не интересуясь последствиями своих действий. То есть, его целью не было убийство, и он действовал с косвенным умыслом.

Спланированный и внезапный

В зависимости от времени возникновения преступного намерения выделяют две формы умысла:

  • спланированный – заранее обдуманный проступок, когда от момента планирования до совершения проходит значительный период времени;
  • внезапный – реализация задуманного происходит практически сразу после возникновения желания совершить противоправное действие.

Заранее продуманное преступление относится к категории наиболее опасных и трудно раскрываемых. Злоумышленник тщательно продумывает план, разрабатывает стратегию, выбирает место и орудие, просчитывает вероятные варианты исхода.

Обычно такая форма умысла характерна для людей хладнокровных и жестоких, склонных к неоднократному нарушению закона и общественного порядка. Примером может служить спланированное ограбление или заказное убийство, продуманное заранее с учетом всех за и против.

Внезапно возникший умысел бывает двух видов – простой и аффективный. Первый вариант предполагает адекватное психическое состояние виновного и быструю реализацию задуманного.

Последствия при этом четко осознаются, но из-за внезапности действий остается много улик. Например, гражданин Т. повздорил с гражданином В., в результате чего первый вызвал второго на драку. Гражданин Т.

четко осознает, что он может покалечить обидчика или даже убить.

Преступление в состоянии аффекта отличается психологическим механизмом совершения деяния. Обвиняемый находится в психотравмирующей ситуации, в длительном эмоциональном напряжении, что затрудняет контроль над волей. Пример: убийство друга за то, что он надругался над дочерью потерпевшего, в момент сообщения этой новости.

Подобная классификация применяется в качестве уточняющей при определении степени вины в суде.

Определенный и неопределенный

Еще одна классификация умыслов в зависимости от определенности намерений делит их на два типа:

  • определенные или конкретизированные – лицо осознает преступные последствия и целенаправленно действует для их достижения;
  • неопределенные или неконкретизированные – опасные действия или бездействие совершаются без четкого понимания результата.

Пример определенного умысла: гражданин Ф. нанес несколько ножевых ранений своей сожительнице Н. в область сердца. При этом он понимал, что острые прицельные удары с большой вероятностью убьют жертву.

Пример неопределенного умысла: спонтанные драки, во время которых человек не понимает, какой вред здоровью потерпевшего может нанести и заранее не просчитывает масштаб последствий.

В уголовном судопроизводстве условно выделяют альтернативный подвид конкретизированного умысла, когда человек рассматривает сразу несколько вариантов исхода. Например, нанося удары тупым предметом, злоумышленник может как покалечить, так и убить жертву.

Как умысел трактуется в преступлениях

При рассмотрении уголовных дел чаще всего применяются понятия прямого и косвенного умысла. Другие упомянутые формы используются исключительно с уточняющей и конкретизирующей целью. Они важны для:

  • классификации неправомерного действия;
  • определения степени индивидуальной ответственности обвиняемого;
  • выбора меры наказания;
  • разделения собственно преступления и покушения на него.

Обратите внимание! Формулировки косвенного и прямого умыслов применимы только к преступлениям с материальным составом.

На практике большинство деяний квалифицируются в качестве прямого намерения. Негласно считается, что оконченный состав уголовного правонарушения никак не соотносится с косвенной формой.

Стандартного подхода к трактовке умысла в отечественной юридической практике не существует. Судебный процесс всегда индивидуализирован, а приговор зависит от многих частных обстоятельств.

Выводы: как виды умысла применяются в уголовной практике

Умысел, как одна из форм вины, является важной составляющей при определении состава преступления. Она позволяет четко отделить неправомерное деяние, совершенное по неосторожности или умышленно.

Разделение на косвенный, прямой, спланированный, внезапный, конкретизированный и неопределенный вносит конкретику в каждое уголовное дело, обеспечивая законность и максимальную объективность судебного решения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb6ddab75327600b390c6aa/kakie-vidy-i-formy-umysla-predusmotreny-ugolovnym-kodeksom-rf-i-kak-oni-traktuiutsia-5d443740ddfef600b1d63f6a

Прямые и косвенные затраты – что это такое и какие бывают – Сбербанк

Прямой и косвенный

Выделяют ещё внереализационные расходы. Они не связаны с производством и продажами, но необходимы для работы компании. Среди них могут быть:

  • расходы на содержание переданного в аренду имущества;
  • проценты по кредитам и ценным бумагам организации;
  • потери из-за изменений курсов валют;
  • судебные расходы на адвокатов и других представителей;
  • неустойки, которые организация выплачивает контрагентам;
  • убытки прошлых лет, недостачи.

П. 1 ст. 265 НК РФ
П. 2 ст. 265 НК РФ

С точки зрения налогового учёта, делить расходы на прямые и косвенные обязаны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Таким компаниям разделение затрат помогает рассчитать налогооблагаемую базу налога на прибыль.

Суть метода начисления в том, что доходы и расходы учитываются не в момент фактического поступления или списания, а после документального подтверждения этих операций. Использовать его обязаны компании, средняя выручка которых за прошедшие 4 квартала составила более 1 млн рублей за квартал без учёта НДС.

Если показатель меньше, можно применять кассовый метод — учитывают доходы и расходы в момент поступления денег в кассу, чтобы сократить кассовые разрывы. Такой вид учёта не могут использовать:

  • банки,
  • кредитные потребительские кооперативы,
  • микрофинансовые организации,
  • компании, которыми владеют иностранные организации,
  • компании, добывающие углеводородное сырьё на новых морских месторождениях.

Ч. 1 ст. 273 НК РФ

Информацию о затратах отражают и в налоговом, и в бухгалтерском учёте, но делают это по-разному. Перечень прямых затрат, связанных непосредственно с производством, совпадает. Их вычитают из дохода по мере продажи товара с каждым отчётным и налоговым периодом. Например, если товар лежит на складе, но при этом не продан, прямые траты на его производство вычесть из доходов нельзя.

А вот с косвенными затратами сложнее. С точки зрения налогового учёта их вычитают из дохода в период возникновения независимо от того, продан товар или нет. В бухучёте так можно делать не всегда: например, часть косвенных затрат будет включать в себя непроданная готовая продукция; соответственно, до продажи учесть её не получится.

Оптимальная стратегия — минимизировать различия между бухгалтерским и налоговым учётом. При этом все расходы должны быть обоснованы и отражены в документах, иначе споров с налоговой не избежать.

Ч. 1 ст. 252 НК РФ

Налоговый кодекс даёт право компаниям самостоятельно решать, как классифицировать расходы, чёткие правила прописаны только для торговли. Для остальных сфер бизнеса в законодательстве обозначены общие критерии распределения.

Ст. 320 НК РФ

Например, прямые затраты могут быть такими:

  • Материальные. Покупка сырья и полуфабрикатов, затраты на упаковку и оборудование для производства.
  • Зарплатные. Зарплата, отпускные и премии сотрудников, которые работали над продуктом.
  • Страховые и пенсионные взносы.
  • Амортизация. Выраженный в деньгах износ оборудования, которое участвовало в производстве продукта. Это касается и недвижимости, но только если она напрямую связана с работой компании: например, сдаётся в аренду.
  • Прочие расходы. Любые другие ресурсы, которые ушли на производство конкретного продукта или услуги.

Ч. 1 ст. 318 НК РФ

К косвенным затратам можно отнести:

  • Аренду помещения и оборудования, коммунальные платежи.
  • Плату за патент.
  • Расходы на исследования рынка и рекламу.
  • Оплату труда управленцев и рабочих, которые напрямую не участвуют в производстве, например технического директора или бухгалтера. Сюда же относят оплату больничных листов всех сотрудников.
  • Расходы на содержание оборудования или помещения, которые не задействованы в производстве напрямую, а, например, вырабатывают энергию или предназначены для отгрузки товаров.
  • Любые другие траты, которые нельзя отнести к созданию определённого продукта. Например, расходы на пожарную безопасность, повышение квалификации сотрудников.
  • Представительские расходы.

Прямые, косвенные и внереализационные расходы прописываются в декларации по налогу на прибыль в каждом отчётном и налоговом периодах. Налоговый период — это год; отчётные — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ч. 1, 2 ст. 285 НК РФ
Ч. 1 ст. 289 НК РФ

Прямые, косвенные и внереализационные виды затрат вносятся в Приложение № 2 к Листу 2 Декларации в разные строки:

  • Прямые расходы: код строки — 10.
  • Косвенные расходы: код строки — 40.
  • Внереализационные: код строки — 200.

Приказ ФНС № ММВ-7-3/572@

Источник: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/pryamye-i-kosvennye-zatraty-chto-eto-takoe-i-kakie-byvayut/

Урок русского языка

Прямой и косвенный

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Цель: Систематизировать знания учащихся о дополнении как о второстепенном члене предложения; углубить знания учащихся о прямом и косвенном дополнении, развивать умения определять способы выражения дополнений; развивать самостоятельность мышления, исследовательские умения. Способствовать воспитанию культуры речи, коллективизма.

Оборудование: электронная презентация, постеры, фломастеры, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, ребята,уважаемые гости! Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Успехов и удачи Вам!

Работать будем в группах, поэтому давайте определим, кто в какой группе будет работать.

В первой группе будут работать ребята, которые выбрали слова с непроизносимой согласной, а во второй – те, кто выбрал слова с парной согласной в корне слова.

(Ребята берут слова и рассаживаются).

У вас на партах оценочные листы. Будете ставить себе оценки по пятибалльной системе. Критерии оценок я буду озвучивать.

3. Сообщение темы и цели урока.

Тему урока я предлагаю вам определить самим. О чём мы говорили на прошлых уроках? Да, о роли второстепенных членов предлложения. А какие второстепенные члены предложения вы знаете? Правильно, определение,дополнение и обстоятельство. Сегодня речь пойдет о … слушайте внимательно:

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется… ДОПОЛНЕНИЕ.

Молодцы, ребята! Но мы с вами уже знаем, что такое дополнение. Почему же мы ещё и в 8 классе изучаем этот член предложения? Оказывается, мы ещё не всё знаем о дополнении.

А теперь прочитайте формулировку темы урока, найдите ключевые слова и определите главную цель нашего урока.

Открываем тетради и записываем число и тему урока.

3. Повторение

А) Словарно-орфографическая работа. Н или НН?

Сорванный цветок, коротко стриженные волосы, поле засеяно, брошенная шайба,, студеная вода, скошенные травы, отпущенный товар, окруженный полк, встревоженная мать, безветренная ночь, успокоенные родители, запутанный след, ветреный человек.

Определите орфограмму, накоторую вы записали слова.

Проверка. Вывод

Оценки в оценочные листы за словарный диктант.

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»

Б Актуализация опорных знаний учащихся.

Повторим предыдущий материал, используя метод «Незаконченное предложение». Я начинаю говорить предложение, а вы заканчиваете.

– Члены предложения делятся на … (главные и второстепенные).

– Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое).

– Подлежащее – это главный член предложения, который… (обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?)

– Сказуемое – это главный член предложения, который … (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будут делать?)

– Второстепенные члены предложения – это … (дополнение, определение, обстоятельство)

– Определение – это второстепенный член предложения, который …(обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие?)

– Как подчёркивается подлежащее? сказуемое? определение? дополнение? обстоятельство?

Оценки в оценочные листы

Критерии оценивания:

Кто знал ответы на все 6 вопросов – «5»

1 ошибка – «4»

2- 3 ошибки – «3»

Более 3 – «2»

4. Усвоение новой темы

Слово учителя.

Какие ассоциации возникают у вас при слове ДОПОЛНЕНИЕ.

Ребята, сейчас я предлагаю вам провести поисковую работу. Изучив тему по учебнику, вы должны определить, что вам известно, что для вас является новым материалом. Сделать вывод о том, какое дополнение называется прямым, косвенным. Работать будете в группах.

I группа – изучает: чем выражается дополнение? Что обозначает дополнение? Стр.73-74

II группа – какое дополнение называется прямым, а какое косвенным. Стр. 74

Ребята дописывают новое, защищают написанное.

Оценки в оценочные листы

Критерии оценивания:

Активно работал в группе – «5»

Использовал идеи одноклассников – «4»

Выполнял задание с помощью группы – «3»

Не принимал участия в работе – «2»

Физминутка

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать,затем разжать

И теперь вот так стоять.

Наклонились вправо -влево

И беремся вновь за дело.

5. Закрепление изученного материала. А теперь применим эти знания на практике.

1. Лингвистическое исследование. «Найти дополнение».

1 группа:

1. Старик ловил неводом рыбу.

2. Приплыла к нему рыбка.

3. Старый Тарас думал о давнем.

4. Все просили ее спеть что-нибудь.

5. Он выпил стакан чаю.

6. Я прошу вас говорить тише.

2 группа:

1. Я часто спрашивал ее о забытом.

2. Разделить десять на два

3. Завтра не будет похоже на сегодня.

4. Они нашли его больное место.

5. Он стал для нас яблоком раздора.

6. Мы попросили мороженого.

Оценки в оценочные листы

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2- 3 ошибки – «3»

Более 3 – «2»

Испытываются затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего.

Например, в предложении Дети ели торт. Форма И.п. подлежащего совпадает с формой В.п. дополнения. Тогда нужно найти грамматическую основу и задать вопросы от главных членов к зависимым. Таким образом, по вопросам косвенных падежей вы найдёте дополнение.

1 группа Я люблю улицы Астаны летом. Мы приготовили уроки. Город украшает сад. Деревья роняют листья.

2 группа Солнце заплетает березы. Буря мглою небо кроет. Хозяйка жарко натопила печь. Мать велела поставить чайник.

Оценки в оценочные листы

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Более 2 – «2»

6. Контроль знаний

Я предлагаю вам выполнить тесты.

1. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы

а) чей? который?

в) косвенных падежей

с) какой? чей?

d) где? куда? откуда?

е) зачем? отчего?

2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .

а) местоимением

в) существительным

с) причастием

d) числительным

е) синтаксически неделимым словосочетанием

3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне написать письмо в редакцию.

а) причастием

в) числительным

с) местоимением

d) неопределенной формой глагола

е) существительным

4. Укажите прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями

в) увлекаться спортом

с) размышлять о вечном

d) гордиться сыном

е) законспектировать статью

5. Укажите косвенное дополнение.

а) интересную беседу

в) выпить воды

с) играть роль

d) встреча с друзьями

е) понять значение

6. Укажите прямое дополнение.

а) вышел к реке

в) загородил дорогу

с) купить в магазине

d) написать красками

е) подошел к школе

7. Какой член предложения выделен?

Подали ужинать; сердце его сильно забилось.

а) подлежащее

в) сказуемое

с) обстоятельство

d) определение

е) дополнение

8. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Мы должны выбрать первого.

а) местоимением

в) причастием

с) именем существительным

d) именем числительным

е) именем прилагательным

9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Легкий порыв ветерка разбудил меня.

а) именем числительным

в) именем существительным

с) именем прилагательным

d) глаголом

е) местоимением

10. Укажите косвенное дополнение.

а) написал матери

в) выполнить задание

с) решение задачи

d) смотреть фильм

е) бояться встречи

А теперь обратите внимание на интерактивную доску, здесь дан ключ к правильным ответам.

1.в, 2.с, 3.d, 4.е, 5.d, 6.в, 7.е, 8.d, 9.е, 10.а.

Оценки в оценочные листы

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки- «4»

3-4 ошибки-«3»

5 и более ошибок- «2»

Поставьте итоговую оценку

7. Итог урока. Рефлексия деятельности

– Ребята, мы достигли нашей цели?

– А какая была цель урока?

– Что вам на уроке особенно запомнилось?

– Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!

8. Домашнее задание: Домашнее задание каждый может выбрать себе сам по своим возможностям. § 263 упр. 178.Напишите сочинение на тему «Осень», употребив в нем как можно больше дополнений двух видов, выраженных разными частями речи.

Рефлексия. Все в твоих руках.

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…(комфортно – некомфортно)

Мизинец – для меня было недостаточно

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-dopolnenie-pryamoe-i-kosvennoe-4591052.html

Прямое и косвенное дополнение – это… (45 примеров) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Прямой и косвенный

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в пред­ло­же­нии.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным гла­го­лом.

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыб­ку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на пред­мет.

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наре­чий):

Жалко (кого?) девоч­ку, сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое допол­не­ние обыч­но выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

  • помою (что?) мис­ку;
  • накор­ми­ла (кого?) котён­ка;
  • напи­шем (что?) сооб­ще­ние;

2. суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство пред­ме­та:

  • выпью чего? воды;
  • поем чего? бли­нов;
  • отре­жу чего? кол­ба­сы;
  • насо­би­рал (чего?) гри­бов;

б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:

  • не видел филь­ма;
  • не услы­шал отве­та;

3. несво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

  • купи­ла (что?) пару пер­ча­ток;
  • при­об­рел (что?) музы­каль­ный центр.

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных паде­жей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спор­том;
  • веришь (во что?) в побе­ду;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) при­я­те­лю;
  • жать (чем?) сер­пом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми:

  • коли­че­ствен­ным или соби­ра­тель­ным чис­ли­тель­ным в падеж­ной фор­ме;
  • неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  • нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем;
  • фра­зео­ло­гиз­мом.

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре.

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам.

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря, осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре.

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Науки юно­шей пита­ют (М. Ломоносов).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине, кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Тест

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные допол­не­ния.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уро­ку.

Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.

Тебе налить ещё ква­са?

Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экза­ме­ну.

Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.

Шила в меш­ке не ута­ишь (посло­ви­ца).

Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.

Что с тобой слу­чи­лось сего­дня?

Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о буду­щем.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44468-prjamoe-i-kosvennoe-dopolnenie-jeto-45-primerov.html

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

Прямой и косвенный

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Укажем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в предложении.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное дополнение.

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных падежей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спортом;
  • веришь (во что?) в победу;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) приятелю;
  • жать (чем?) серпом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и словосочетаниями:

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре.

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам.

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря, осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре.

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.