Прямая и обратная сила закона

Содержание

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Прямое действие Конституции РФ

Прямая и обратная сила закона

Пределы действия представляют собой технико-юридические параметры акта, показывающие границы его регулятивного воздействия.

В отношении каждого нормативно-правового акта определяются

– временные пределы – действие нормативно-правовых актов во времени;

– территориальные (пространственные) пределы – действие нормативно-правовых актов в пространстве;

– субъектные пределы – действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Иными словами, перед тем как применять нормы права, для каждого нормативного акта необходимо определить когда, где и на кого он распространяется.

Указанные пределы действия нормативно-правовых актов взаимосвязаны между собой, они определяются в той последовательности, в какой были перечислены выше, причем каждый последующий параметр определяется исходя из предыдущего.

Время действия нормативно-правового акта является основным параметром, без которого остальные роли не играют. Время действия акта определяется двумя моментами:

– вступление акта в силу

– утрата актом юридической силы.

Нормативный акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы.

16.3.1. Обратная сила закона.

По общему правилу законы обладают прямым действием, т.е. распространяются на общественные отношения, которые возникают после вступления закона в силу (иными словами, действуют на будущее).

Общее правило действия закона во времени звучит так: закон обратной силы не имеет.

Обратная сила закона (ретроактивность) – это распространение действия норм данного закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу.

В качестве исключения из общего правила ультроактивностью обладают:

· законы, отменяющие и смягчающие юридическую ответственность;

· законы, в самом тексте которых говорится о том, что нормы данного закона имеют обратную силу.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта.

По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.

) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административнотерриториального образования и т.д.

Исключениями из общего правила являются

· акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);

· распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военноморских и воздушных судов и т.д.). это так называемый принцип экстерриториальности.

Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства.

Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Следовательно, территория государства включает:

– часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;

– внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль ; воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);

– воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;

– космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства;

– т.н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом).

По общему правилу, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории, на которой действует нормативный акт.

Исключение из общего правила составляют следующие случаи:

· нормативные акты, которые распространяют свое действие на отдельные категории лиц (например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах и т.д.);

· изпод действия нормативных актов данного государства выведены лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Последнее означает, что лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем.

К лицам, находящемся на территории действия нормативно-правового акта, относятся:

– граждане государства,

– иностранные граждане (подданные),

– лица без гражданства (апатриды).

13. 16. Понятие, виды, функции и значение принципов права.Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

– принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

14. Правотворчество, нормотворчество и правообразование, понятие и соотношение.

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что: – оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; – основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); – это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; – уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, – это показатель цивилизованности и демократии общества. В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с “непрозрачностью” процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом.



Источник: https://infopedia.su/8x110f6.html

В каких случаях допускается обратная сила закона. проблема обратной силы закона

Прямая и обратная сила закона

Обратной силой закона является распространение закона с того дня, когда он вступает в силу, на те обстоятельства, которые произошли, дор вступления законодательного решения в силу.

Принципом термина закон обратной силы не имеет, является не опровержимых положений юридической практики, которая сформировалась как правой стандарт со всеми распространенными правовыми практиками.

По общим условиям, нормативные правовые акты не распространяется на правоотношения, которые возникают до вступления закона в силу. Иногда в определенных ситуациях под воздействием нормативных правовых документов относятся отношения, которые возникают до вступления их в правовую силу.

Действие закона распространяется на общественные правоотношения, которые возникают до издания закона, это скорее исключения из общепринятого порядка правил. В практике закон обратной силы не имеет, бывает в двух ситуациях:

  1. в силу точного указывания закона. В этой ситуации обратное действие закона постоянно заранее оговорено в этом законе либо в правовом акте о введении его в юридическую силу (к примеру, статья 10 УК РФ). Исходя из пункта 2 статьи 4 ГК РФ и статьи 10 Федерального закона о введении в юридическую силу части первой ГК РФ гражданское законодательное решение применимо так же к праву и обязанностям, которые возникают хотя и после введения закона в действие, но на основании имеющихся до этого момента законодательных отношений;
  2. если уголовное законодательство смягчает приговор. Юридическое описание данной законодательной силы формируется в статье 54 конституции РФ: 1. закон, который устанавливает либо смягчает ответственность, «обратной силы не имеет» 2. никто не может быть наказан за действие, которое во время его совершения не являлось правонарушением. Из этого следует: если после того, когда совершено правонарушение, приговор за него устранен или смягчен, применяют новый закон. Это положение конституции нашло свое описание в новом законодательстве. В большей части, статья 10 УК РФ сформулированная принципами обратной силы УК значит, что законодательство, устраняющее преступность и наказания за деяния, смягчает наказания или улучшает ситуацию лиц, которые совершают правонарушения, имеет обратную силу, другими словами налаживается на действия, совершенные до того как закон вступил в силу.

Из данной статьи мы узнали, что же означает понятие «Закон обратной силы не имеет», конечно хорошо знать свои права с юридической точки зрения, но лучше не совершать правонарушения чтобы не пришлось прибегать потом к помощи юристов.

Если Вас интересует проведение due diligence – кликните по ссылке!

Почти никому не ведома трактовка слова «секем» его охарактеризовать можно приблизительно так – это занятие сексом, при помощи искусственных предметов, эмитирующих природные….

Любой юрист, всегда испытывает дефицит времени. Чтобы упростить поиск источников законодательной информации, ещё не совсем опытным юристам, в полной мере используйте все…

Закон новый, договор старый. Нужно ли менять документы?

Многие законы и подзаконные акты начинают действие с первого января. Но как быть с теми правоотношениями, которые начались до наступления Нового года?

При каких обстоятельствах они будут сохраняться в прежнем виде, а при каких должны «подстроиться» под новую правовую реальность? Начав работу после новогодних праздников, компании, скорее всего, должны будут ориентироваться не только на уже известные законы и акты, в соответствие с которыми давно приведены все внутренние бумаги, налоговые документы и хозяйственные договоры. Фирмам также предстоит «встретиться» с законодательными поправками, дополнениями, доработками, а также с отменами одних норм и заменой их на новые. Но ведь при этом все внутренние акты и коммерческие контракты останутся прежними, то есть, по сути, соответствующими «прошлогоднему» законодательству без учета нововведений. Соответственно, неминуемо возникает вопрос – нужно ли приводить все вышеперечисленные бумаги в соответствие с новыми требованиями закона? Могут ли новшества распространяться на отношения, возникшие до их появления?

[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]

«Переживание»:бывает и так, что «старый» нормативный акт, отмененный новым, продолжает действовать и после утраты им правого статуса. Юристы называют это явление «переживанием». Оно возможно только тогда, когда об этом напрямую сказано в «новом» законе, и применяется исключительно к длящимся отношениям. В качестве примера можно привести нормативно-правовые акты, содержащие нормы налогового права, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу. Они действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.«Новый» закон может распространяться на «старые» отношения несколькими способами. Например, он будет регулировать только те ситуации, которые начнутся уже после вступления в действие поправок (т.е. так называемое перспективное действие). Само собой, «подстраивать» под них уже применяемые внутренние бумаги, хозяйственные договоры и внутрикорпоративные процедуры не нужно. Второй вариант, когда обновленный закон имеет зону влияния не только на будущее, но и на настоящее время, то есть он может регулировать те отношения, которые «работают» (так называемые «длящиеся» отношения) на момент вступления новых правил в силу. Вот здесь уже от юриста и бухгалтера потребуется внимание и работа по приведению документов в соответствие с новыми требованиями. «Обратите внимание, – напоминает московский адвокат Сергей Воронин, – в этом случае принятые решения и совершенные действия в период господства «старого» правила сохранят свою силу. Кроме того, изменения, вызванные поправками, могут оказаться для партнеров настолько ощутимыми, что, если бы стороны соглашения имели бы возможность предположить такие изменения, то не стали бы вообще заключать контракт, или подписали бы его на совершенно других условиях. На мой взгляд, такая ситуация вполне соответствует правилам пункта 1 статьи 451 ГК, и может быть достаточной для заявления требования об изменении или расторжении договора».

Как правило, временные рамки действия нового закона прописываются в нем самом. Если бухгалтер или юрист обнаружат поправки, устанавливающие новые требования или оформлению «старых» документов или отношений, следует, во-первых, четко высчитать дату его вступления в силу.

Она может быть либо указана в самом документе, либо может даваться формула ее определения (со следующего дня после опубликования, через 10 дней со дня опубликования, через месяц после принятия определенного нормативного акта и т.п.).

Во-вторых, следует просмотреть сам документ или его «обновление» и выяснить, какое правило о его действии во времени в нем содержится.

Обратная сила

Кроме вышеперечисленных принципов, действия новых правил, которые мы рассмотрели в первой части статьи, хотелось бы обратить внимание еще на один. Суть еще одного принципа в том, что при нем нововведения распространяются на отношения, возникшие до «активации» нормы. Такой принцип действия называется обратной силой закона.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим только после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ). Впрочем, закон может иметь обратную силу в двух, исключительных, случаях. Во-первых, когда об этом сказано в нем самом (абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ).

И во-вторых, если норма смягчает или устраняет ответственность.

Источник: https://roomlawyer.ru/chapter-3--the-federal-structure/in-which-cases-is-the-inverse-force-of-the-law-permitted-the-problem-of-the-inverse-force/

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

Прямая и обратная сила закона

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления.

В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются.

Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ.

Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону.

Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия.

Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

***

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

Источник: https://zakoved.ru/dlya-grazhdan/zakon-ne-imeet-obratnoj-sily-chto-e-to-znachit-i-kak-e-to-ponimat.html

Закон обратной силы не имеет: что это значит?

Прямая и обратная сила закона

Закон обратной силы не имеет — постулат, который лежит в основе российского законодательства (исключение составляет лишь ст. 54 Конституции РФ). В нашем материале мы рассмотрим реализацию данного принципа в уголовном, гражданском и конституционном праве.

Правовая категория «обратная сила закона» берет свое начало из римского права. И с тех пор ее постулаты остались без изменений:

  • закон распространяет свои нормы только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу;
  • длящиеся правоотношения должны быть подчинены нормативному акту, который действовал в момент их начала.

ДЛЯ СПРАВКИ: презумпция обратной силы распространяет свое действие исключительно на нормативные акты РФ и ее субъектов. Судебную практику и постановления Пленума ВС РФ данный постулат не затрагивает, поскольку ни судебные решения, ни постановления данного Пленума нормативными актами не являются.

В правоприменении предусматривается 2 случая, когда закон всё же будет иметь обратную силу:

  • Если такое указание имеется в тексте закона. Например, это может выглядеть следующим образом: «Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017».
  • Если уголовный закон смягчает наказание за преступление, совершенное до его введения в действие. При этом речь может идти о декриминализации преступления, снижении срока наказания и т. д. Это положение иногда относится к административному и налоговому законодательству.

Что значит «закон не имеет обратной силы» применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Гражданские правоотношения в своей основе должны обеспечивать стабильность для их участников. Именно поэтому ст. 4 ГК РФ уточняет, что обратной силы нормы закона иметь не будут. Таким образом, на отношения, которые возникли до введения в действие нормативного акта, будет распространяться закон, действовавший до этого.

То же правило относится и к длящимся правоотношениям: действует та норма права, которая была актуальна на момент подачи иска или совершения иного юридически значимого действия, которое повлекло возникновение, изменение или прекращение отношений. Однако, даже если правоотношения возникли до введения в действие гражданского закона, устанавливающего новые правила, права и обязанности лиц, возникшие после введения действия закона, будут им урегулированы.

Обратная сила в уголовном праве — это вариант реализации принципа гуманизма и защиты прав граждан. В ст. 10 УК РФ указывается на исключения из общего правила, которые распространяются на случаи:

  • декриминализации деяния;
  • смягчения наказания;
  • улучшения положения лица.

Закон же, который, устанавливает преступность деяния или ухудшает положение гражданина, обратной силы иметь не будет никогда.

Правила об обратной силе закона в Конституции РФ

Правила, которые включены в ст. 54 Конституции РФ, обеспечивают реализацию международно-правовой практики о действии закона во времени. В силу ч. 1 ст.

54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет, однако это касается только законов, отягчающих ответственность граждан, юридических и должностных лиц.

Нормы статей Конституции обязательны для всех отраслей права, даже если в отраслевом кодексе или ином акте вопрос действия его норм во времени не регламентирован.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, никто не несет наказания за деяние, которое не являлось правонарушением на момент его совершения. Указанное положение не допускает привлечения к ответственности по вновь введенным составам правонарушений и преступлений, если деяния, охватываемые диспозицией введенных статей, были совершены до введения их в действие.

Таким образом, обратная сила закона направлена на защиту прав гражданина. Она не допускает ухудшения его положения по сравнению с тем, которое имело место до введения в силу нового закона.
 С сайта nsovetnik.ru

Обратная сила как конституционное положение

Рассматриваемый принцип закреплён не только в уголовном законодательстве, но и в ряде других норм. Особым приоритетом пользуется основной закон государства, а именно Конституция России.

Конституционное право РФ говорит о том, что обратная сила закона является гарантией для граждан, а также принцип в деятельности муниципальных образований и госорганов.

В качестве примера приводят положения из УК РФ, где регламентируются санкции за совершённое преступление, которыми руководствуются государственные органы в своей деятельности – решения вопроса о виновности либо невиновности лица, а также назначение определённого вида и размера наказания.

Статья 54

Закон высшей силы закрепляет возможность применения обратной силы в статье 54. Данная норма говорит о том, что закон, который отягчает ответственность либо вновь её устанавливает, обратной силы не имеет.

Что касается смягчения ответственности, то здесь действует совершенно противоположное правило: юридические нормы применяются несмотря на то, что правонарушение может быть совершено ещё до момента «рождения» нового закона. Это значит, что лицам, виновным в противоправных деяниях, улыбнулась удача.

Так, была упразднена уголовная статья за спекуляцию, соответственно, все лица, которые отбывали наказание в местах заключения, а также у имевших судимость, все правовые последствия уголовного преследования прекращались.

Конституционное право РФ также основано на многочисленных принципах, которые были утверждены всенародным анием, среди которых важное место отводится принципу гуманизма.

О гражданском праве

Какой закон имеет обратную силу, а какие нормы лишены такой привелегии, решает законодатель. Ярким пример — ГК РФ. В ст. 4 прямо указано на то, что данный акт обратной силы не имеет.

Единственное исключение реализуется лишь в том случае, когда возможность применения опубликованного закона к предыдущим общественным отношениям прямо предусмотрена в статье.

Примеры обратной силы

Для того чтобы уяснить материал, необходимо подкрепить теорию соответствующими примерами, а именно:

В случае декриминализации деяний осуждённое лицо немедленно освобождается от отбывания наказания за декриминализированное преступление.

Отмена смертной казни также является ярким примером действия обратной силы закона. Если лицо было приговорено к смертной казни, однако решение суда не было приведено в исполнение, то осуждённому смертная казнь заменяется на пожизненное лишение свободы.

Если договор был заключён по старому законодательству в гражданском праве, однако новые нормы изменяют его действие, то такие отношения регулируются исключительно старым законодательством, поскольку в большинстве случаев обратной силы в ГК РФ не предусмотрено. Как говорилось ранее, исключением являются только те факты, когда указание на действие обратной силы прямо предусмотрено в законе.

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.
 С сайта kjuristu.ru

В этой статье вы узнали, закон обратной силы не имеет. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/zakon-obratnoi-sili-ne-imeet

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.