Процессуальная деятельность

Административно-процессуальная деятельность, ее виды и принципы

Процессуальная деятельность

Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов публичной власти (должностных лиц). И в зависимости от характера индивидуально-конкретных дел формируется такое понятие, как «административное производство».

Понятий «процесс» и «производство» традиционно рассматриваются и соотносятся между собой как общее и особенное: процесс – это сумма производств, а производство – это органическая часть процесса. Процессуальная же деятельность в рамках реализации соответствующей ветви государственной власти значительно шире самого процесса и состоит из нескольких вариантов таковых.

Административно-процессуальная деятельность состоит из трех видов самостоятельных процессов, регулируемых нормами административного права:

1) административно-нормотворческий процесс, определяемый как нормотворческая деятельность по созданию (изменению, приостановлению, отмене) подзаконных нормативных актов исполнительными органами публичной власти в целях создания правовой базы для реализации законов (равно как и актов представительных органов местного самоуправления);

2) административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс, определяемый как вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную неюрисдикционную (т.е.

позитивную, регулятивную, созидательную) деятельность широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по реализации прав и обязанностей индивидуальных и коллективных субъектов в сфере управления, осуществляемый в административно-процессуальной форме и состоящий из следущих видов производств: производство по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное (лицензионное) производство; регистрационное производство; учредительное производство; кадровое (служебное) производство и административно-договорное производство;

3) административно-юрисдикционный процесс, определяемый как вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную деятельность юрисдикционного, принудительного характера широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по разрешению споров, реализации санкций и защите регулятивных правоотношений с применением мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. При этом принято выделять следующие виды административно-юрисдикционных производств: исполнительное производство; дисциплинарное производство; производство по жалобам; производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности, и производство по делам об административных правонарушениях.

Принципы админимтративно-процессуальной деятельности – это такие исходные установки, посредством которых определяются особенности, специфика и назначение этого вида процессуальной деятельности, которые должны иметь свое закрепление в нормах права, ибо только в этом случае они могут приобретать правовой характер.

С учетом указанной выше специфики к принципам административно-процессуальной деятельности в Российской Федерации следует отнести:

1) принцип законности;

2) принцип объективности (принцип материальной истины);

3) принцип равенства сторон в административно-процессуальной деятельности (характерен для ее юрисдикционного проявления);

4) принцип гласности;

5) принцип государственного и национального языка;

6) принцип быстроты (оперативности);

7) принцип экономичности;

8) принцип самостоятельности в принятии процессуальных решений;

9) принцип активности субъектов административно-процессуальной деятельности;

10) принцип ответственности за ненадлежащее осуществление административно-процессуальной деятельности.

Лекция 1.9. Производство по делам об административных правонарушениях как элемент административно-процессуальной деятельности и механизм реализации административной ответственности

Вопросы:

1. Понятие, задачи, виды и принципы производства по делам об административных правонарушениях

2. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

3. Участники производства по делу об административном правонарушении

4. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях

5. Понятие, цели и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 5856; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-76451.html

Уголовно-процессуальная деятельность и уголовно-процессуальные отношения. Уголовно-процессуальная форма

Процессуальная деятельность

уголовного процесса составляет уголовно-процессуальная деятельность

Уголовно – процессуальную деятельность – систему или совокупность процессуальных действий, осуществляемых в установленном УПК РФ порядке, уполномоченными на то лицами .

Признаки УПД:

1. регламентированна УПК РФ

2. цель. направлена на установление преступлений, изобличение виновных в нем и привлечение их к уголовной ответственности

3. субъекты( обязательный участник – государство)

4. процессуальные сроки

5. системность и единство

Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые складываются между участниками уголовного судопроизводства.

УПОтношения – урегулированные нормами уголовно-проц. права отношения, возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и прекращ. в сфере уголовного судопроизводства.

Признаки УПО:

1. возникает, развивается и прекращается в строгом соответствии с УПК РФ

2. динамичны, системны, взаимосвязаны и взаимообусловлены, многосубъектны и двусторонние.

3.Их содержанием всегда является процессуальная деятельность

4. обязательный властный субъект

УПФ – внешний порядок, процедура в которой протекают УПО

УПФорма -это закрепленная УПП структура всего УП в целом и отдельных его стадий, условий, последовательность, порядок совершения процессуальных действий и оформление их в правовых актах.

Единство уголовно-процессуальной формы по всем уголовным делам обеспечивается:

-единым уголовно-процессуальным законодательством

-назначением уголовного судопроизводства

-едиными принципами уголовного процесса

-едиными по всем уголовным делам процессуальными средствами установления фактических обстоятельств дела и способов их исследования;

-едиными формами, основаниями, порядком принятия решений, требованиями, которым они должны соответствовать.

Дифференциация – это устройство судоустройства, при котором наряду с его обычном порядком, имеет место упрощенные и усложненные.

1) производство в суде присяжных;2) особые порядки принятия судебных решений; 3) сокращенная форма дознания;4) особенности по делам в отношении несовершеннолетних; 5) особенности в отношении определенного круга лиц; 6) применение принудительных мер медицинского характера.

УПФ

Условий – нормативных предписания устанавливающих основания, место, время сроки, проведения процессуальных действий (обобщенной гипотезы);

Процедур– последовательности, очередности совершения тех или иных процессуальных действий, стадий, этапов (обобщенной диспозиции);

Гарантий – специальных правовых средств, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов участников процесса, а равно выполнение ими своих обязанностей (обобщенной санкции). Типичными процессуальными санкциями являются признание доказательств недопустимыми и отмена принятых с нарушением закона решений.

Понятие, значение и общие условия предварительного расследования.

Предварительное расследование – стадию уголовного судопроизводства, в ходе которой специально уполномоченные государственные органы и должностные лица (следователь, дознаватель, орган дознания) осуществляют собирание, проверку и оценку доказательств, в результате чего принимается решение о прекращении уголовного дела или о направлении его в суд с обвинительным заключением (постноалением, актом) для последующего разрешения.

 На этой стадии осуществляется уголовное преследование следователем, органом дознания, дознавателем в порядке, установленном законом. Происходит установление обстоятельств совершенного преступления.

Изобличается лицо, его совершившее, ему предъявляется обвинение.

Также в рамках данной стадии выполняются иные процессуальные действия, обеспечивающие законность и эффективность предварительного расследования, соблюдение прав подозреваемого, обвиняемого, иных участников уголовного судопроизводства.

Стадия заканчивается направлением уголовного дела в суд или же его прекращением. В этой стадии обстоятельства, подлежащие доказыванию, устанавливаются в основном путем производства следственных действий.

Значение предварительного расследования состоит в том, что в рамках данной стадии происходит формирование доказательственной базы для последующего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом первой инстанции, а лица, непричастные к совершению преступления, ограждаются от незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

В ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;

В этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;

Общие условия предварительного расследования – это такие УП нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяют ее содержание и базируются на принципах уголовного судопроизводства, а так же выражают характерные черты.

Общие условия:

1. Подследственность– совокупнусть признаков уголовного дела, позволяющих установить определенный орган, управомоченный рассматривать его

Виды: предметная, территорияальная(обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.) , персональная( в зависимости от субъекта), альтернативная(кто выявил), по связи дел

– формы предварительного расследования;

– место производства предварительного расследования; Предварительное расследование производится по месту совершения деяния. За искл. . Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2000;

Источник: https://studopedia.net/5_23005_ugolovno-protsessualnaya-deyatelnost-i-ugolovno-protsessualnie-otnosheniya-ugolovno-protsessualnaya-forma.html

Глава 5. основы уголовно-процессуального права

Процессуальная деятельность

Учебные вопросы:

1. Понятие уголовного процесса, сущность и задачи. Система стадий и система производств российского уголовного процесса. Процессуальная форма. Уголовно-процессуальные документы.

2. Принципы уголовного процесса. Понятие и система принципов уголовного процесса России. принципов уголовного процесса России.

3. Субъекты уголовного процесса. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу.

4. Доказывание и доказательства в уголовном процессе.

5. Меры пресечения в уголовном процессе. Основания и порядок применения мер пресечения. Виды мер пресечения.

6. Возбуждение уголовного дела. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Обстоятельства, исключающие производство по делу.

7. Предварительное расследование. Понятие и значение стадии предварительного расследования.

Вопрос 1. Понятие уголовного процесса, сущность и задачи. Система стадий и система производств российского уголовного процесса. Процессуальная форма. Уголовно-процессуальные документы.

Процесс (лат. procedere) – продвигаться, т.е. процесс – это деятельность.

Уголовный процесс как сложное правовое и социальное явление представляет собой основанную на нормах уголовно-процессуального права деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (судьи), направленную на установление события преступления, лиц, виновных в его совершении, и их наказание на основе норм уголовного права.

Уголовно процессуальная деятельность протекает в форме правоотношений, которые складываются между судом, прокурором, следователем, органами дознания, а также гражданами и юридическими лицами.

Поскольку деятельность уголовной юстиции связана с применением мер государственного принуждения (задержание подозреваемого, содержание под стражей и т.д.

), в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, постольку она строго и детально регламентируется процессуальными нормами, создающими гарантии справедливого правосудия.

Уголовно процессуальная деятельность – это единая система процессуальных действий, совершаемых всеми участвующими в деле лицами, в основе которой лежит единство задачуголовного процесса:

ОбщиеСпециальные
Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации, окружающей среды и других охраняемых законом объектов от преступных посягательств1. Возбуждение уголовного дела
2. Быстрое и полное раскрытие преступлений
3. Изобличение виновных
4. Обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни одни невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Источниками уголовного процесса являются только законы:

Уголовно-процессуальный закон – это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, регулирующий порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, деятельность участников уголовного судопроизводства и складывающиеся в сфере этой деятельности общественные отношения, направленные на осуществление задач уголовного судопроизводства.

– Конституция РФ (в ней заложены основы уголовного процесса – личная неприкосновенность, презумпция невиновности и т.д.);

– Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

– ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»;

– ФЗ «О прокуратуре РФ»;

– ФКЗ «О судебной системе РФ»;

– Закон РФ «О статусе судей»;

– ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряд других законов.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ это не источники уголовно-процессуального права, а лишь официальное толкование его норм!

Признаки уголовного процесса:

– уголовный процесс – деятельность только в связи с совершенным преступлением;

– деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел; все уголовно-процессуальные действия совершаются только в рамках или в связи с уголовным делом;

– осуществляется только специально управомоченными на то государственными органами и должностными лицами;

– осуществляется в жестко регламентированном нормами уголовно-процессуального закона порядке;

– задачи уголовного процесса могут быть решены только при условии соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, уголовный процесс – это осуществляемая в установленном порядке деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, имеющая своей задачей обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя РФ от преступных посягательств.

Уголовный процесс = Уголовное судопроизводство (хотя уголовное судопроизводство – это только судебное разбирательство уголовных дел, а не весь уголовный процесс, однако, употребляя эти термины как тождественные, законодатель исходит из того, что именно судопроизводство является центральным звеном в уголовном процессе, все другие стадии так или иначе связаны со стадией судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел).

Уголовный процесс ≠ Правосудие (хотя эти понятия пересекаются в части разрешения уголовного дела).

Уголовный процесс ≠ Уголовно–процессуальное право (если уголовный процесс – это деятельность участвующих в нем органов и лиц, вступающих между собой в правовые отношения, уголовно-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих эту деятельность).

Обвинительный процесс характеризовался тем, что возбуждение уголовного дела и его дальнейшее движение зависело от обвинителя-потерпевшего (Русская Правда).

Производство начиналось по жалобе потерпевшего, который сам поддерживал и доказывал обвинение, от его воли зависело прекращение дела.

Предварительное следствие отсутствовало, основными признаками являлись: судебное равенство между обвинителем и обвиняемым, гласность разрешения дела, наличие судебных поединков, ордалий, присяги в виде доказательств.

Розыскной процесс характеризовался активной ролью государства (в России – до судебной реформы 1864 г.).

Признаки: слияние функций следователя, обвинителя и судьи, отсутствие гласности и состязательности, отсутствие прав у обвиняемого, применение пыток как метода получения доказательств, использование формальных доказательств (так, считалось, что признание вины – «царица доказательств»), не действовало правило о толковании сомнений в пользу обвиняемого. Виды приговоров: оправдательный, обвинительный, оставление в подозрении при недостаточности доказательств.

Состязательный процесс (англосаксонское право) строится на началах равенств сторон в суде и разделения функций между обвинением, защитой и судом. Уголовный процесс – это происходящий в суде спор между государством и гражданином по вопросу вины последнего в совершении преступления.

Судом в данном случае отводится роль «беспристрастного арбитра», наблюдающего за тем, как соблюдаются правила ведения спора и кто его выиграл. Оценка доказательств ставится в зависимость от внутреннего убеждения суда при сохранении некоторых элементов формальных доказательств («сделки о признании вины»).

Смешанный процесс (континентальное право) характеризуется соединением признаков розыскного процесса для предварительного расследования (почти полное отсутствие гласности, ограничение возможности обвиняемого защищаться, письменность производства и т.д.) и состязательного для судебных прений (публичность заседаний, обеспечение права подсудимого на защиту, оценка доказательств судьями по своему внутреннему убеждению и др.).

Стадия уголовного процесса – это его относительно обособленная часть, характеризующаяся конкретными задачами, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства, особым кругом участников и сроками, спецификой уголовно-процессуальных действий и правоотношений, характером оформляющих их уголовно-процессуальных актов. Каждая стадия относительно обособлена, потому, что является самостоятельной, но, в то же время, находится во взаимосвязи и во взаимозависимости со всеми другими стадиями уголовного процесса, образуя единую систему.

Признаки, характеризующие стадию уголовного процесса:

– собственные непосредственные задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса;

– определенный порядок, характерный именно для этой стадии;

– специфический характер уголовно-процессуальный правоотношений, возникающих в этой стадии;

– итоговый процессуальный акт, завершающий стадию.

В уголовном процессе России 8 стадий (6 основных и 2 дополнительных):

– Возбуждение уголовного дела

– Предварительное расследование

– Назначение судебного заседания

– Судебное разбирательство

– Кассационное производство

– Исполнение приговора

– Надзорное производство

– Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам

Уголовный процесс в ряде случаев предусматривает особый порядок расследования и разрешения дел – особые производства:

– производство по делам частного обвинения (оскорбление, клевета) – только по заявлению, нет предварительного расследования;

– производство по делам несовершеннолетних;

– производство в протокольной форме досудебной подготовки материалов – для преступлений небольшой общественной опасности (хулиганство без отягчающих обстоятельств);

– производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

Уголовно-процессуальная форма – это порядок и условия совершения отдельных процессуальных действий и их совокупности, официального закрепления их хода и результатов, установленных законом.

Само прохождения процесса по стадиям, общие условия производства на конкретных стадиях, последовательность и правила совершения любого следственного и судебного действия подчинены определенным процедурным процессуальным формам.

Форма всех процессуальных документов, начиная с постановления о возбуждении уголовного дела и вплоть до завершения производства по нему, определяется законом.

Виды уголовно-процессуальных документов:

– Протоколы

– Постановления

– Определения

– Вердикт

– Приговор

– Заключение

– Представление

– Указания и поручения следователя и прокурора.

Уголовно-процессуальное право как самостоятельная отрасль права имеет обособленный предмет правового регулирования – уголовное судопроизводство и специфический метод правового регулирования – процессуальную форму. Вместе с тем уголовно-процессуальное право связано с другими отраслями права:

– с уголовным правом: нормы уголовного права не могут быть реализованы без применения норм уголовно-процессуального права; в свою очередь, уголовно-процессуальное право без уголовного права утрачивает свою практическую значимость; общая задача – борьба с преступностью;

– с уголовно-исполнительным правом: уголовно-процессуальное право в сфере исполнения наказания регулирует порядок обращения приговора к исполнению, разрешения сомнений и споров при исполнении наказания, досрочного освобождения от наказания, изменения условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы и т.д.;

– с гражданским процессуальным правом: единые принципы, институт гражданского иска в уголовном процессе и т.д.

Источник: https://studopedia.ru/9_189802_glava--osnovi-ugolovno-protsessualnogo-prava.html

Административно-процессуальная деятельность

Процессуальная деятельность

Процесс — совокупность последовательных совершаемых действий для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются основания для ее рассмотрения также с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

Административный процесс включает в себя две части или стороны:

1) это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей по разрешению индивидуально-конкретных дел, возникающих из правоотношений органов публичной власти с физическими лицами и организациями;

2) это совокупность административно-процессуальных норм составляющих правовой институт или как пишут ученые-административисты, например, В. Д. Сорокин, И. В.

Панова, самостоятельную административно-процессуальную отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере позитивной деятельности органов исполнительной власти, и в сфере деятельности органов исполнительной публичной власти и судей по разрешению конфликтных ситуаций (спор о праве, обжалование, рассмотрение дел об административных и дисциплинарных правонарушениях), а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс как административно-процессуальная деятельность неразрывно связан с государственным управлением, органами исполнительной власти, он часть управленческой деятельности1.

Каковы же особенности современной административно-процессуальной деятельности как составной части административного процесса.

Во-первых, эта деятельность является частью публичного (государственного и муниципального) управления, юридической процессуальной формой его реализации.

Во-вторых, это государственно-властная деятельность выражаемая в вынесении индивидуальных и нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками этой деятельности.

В-третьих, в этой деятельности сочетается односторонняя властность органа исполнительной власти и его должностных лиц на стадии возбуждения административно-конкретного дела и издания односторонне-властного юрисдикционного акта по делу, а также исполнения принятого решения. Здесь проявляется юридическое неравенство сторон и юридическое процессуальное равенство участников административного дела перед законом на стадии его разрешения.

В-четвертых, административно-процессуальная деятельность предназначена для обеспечения государственного управления и материальных отраслей российского права, связанных с управлением, т. е. она вторична по отношению к ним, но отнюдь не второстепенна.

В-пятых, процессуальная деятельность представляет собой довольно сложную систему многообразных составляющих ее процедур и производств, проходящих в рамках каждого вида процесса определенные стадии логически следующие одна за другой, в пределах которых совершается множество процессуальных действий.

В-шестых, это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая. Смысл этой деятельности — получение юридического результата, реализация материальных норм российского права.

В-седьмых, административно-процессуальная деятельность сама объективно нуждается в специальном правовом регулировании, которое с разной степенью детализации охватывает основные стороны процессуальной деятельности многочисленных государственных органов и осуществляется с помощью процессуальных норм.

Расширение полномочий органов судебной власти по разрешению административных дел актуализирует проблему так называемой административной юстиции. Под административной юстицией понимается особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданами и органами государственного управления (должностными лицами).

Жалобы граждан на неправомерные действия должностных лиц приобретают характер административных исков.

Ее чертами являются: судебное разрешение жалоб на неправомерные действия (решения) исполнительных органов (должностных лиц); рассмотрение и разрешение судьями индивидуальных дел об административных правонарушениях; разрешение споров между органами исполнительной власти различных уровней в судебных органах.

Этот юридический институт достаточно широко развит во многих западных странах. При этом имеется в виду осуществление административно-процессуальной деятельности специально создаваемыми административными судами (например, административные трибуналы во Франции) либо общими судами с выделенным административным производством (например, в Великобритании).

В Российской Федерации действует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г.

, который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Говоря о структуре административного процесса следует отметить, что он по существу включает в себя две разновидности административно-процессуальной деятельности:

  • административно-процедурный процесс, который обеспечивает деятельность органов исполнительной власти связанную с осуществлением функций, реализацией прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Этот процесс включает в себя следующие управленческие процедуры: процедура по принятию нормативных актов государственного управления; процедура по рассмотрению предложений и заявлений граждан и обращения организаций; лицензионно-разрешительная и регистрационная процедуры; процедуры по выдаче актов гражданского состояния; процедура по предоставлению государственных услуг; аттестационные и акредитационные процедуры; патентная процедура; процедуры связанные с осуществлением контроля и надзора и другие. Огромную роль во внешней управленческой процедурной деятельности занимают административные регламенты по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг гражданам и организациям;
  • административно-юрисдикционный процесс, который обеспечивает соблюдение, защиту, охрану прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере, как правило, функционирования исполнительной власти и их должностных лиц.

Потребность в юрисдикционном процессе возникает при наступлении конфликтной ситуации, негативного юридического факта.

Эти ситуации предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ), а также арбитражно-процессуальным кодексом — АПК Российской Федерации и являются следующими: а) спор о праве, б) обжалование и прокурорское опротестование, в) совершение административных и дисциплинарных правонарушений, г) применение мер административного принуждения.

Таким образом, отражая задачи и функции государственного управления административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью управленческих процедур и юрисдикционных производств. Структурная пирамида административного процесса может быть построена следующим образом.

Принципы административного процесса

Во всех случаях осуществления административно-процессуальной деятельности необходимо обеспечение определенных процессуальных принципов, основу которых составляет принцип законности.

По этой причине все процессуальные принципы служат обеспечению реальности законности при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел спорного характера, при применении административно-принудительных мер, а также при разрешении управленческих дел позитивной направленности в рамках технологических процедур.

Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-процессуального характера.

Частично полномочия такого рода есть у всех исполнительных органов (должностных лиц), но это касается только реализации дисциплинарной власти и разрешения жалоб.

Полномочия же по более широкому кругу административно-процессуальной деятельности закрепляются не за всеми такими субъектами.

Например, Кодекс об административных правонарушениях прямо закрепляет круг органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать такого рода дела. Строгое соблюдение принципа компетентности обеспечивает надлежащее применение юридических средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов (должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий.

Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.

Принцип процессуального равенства означает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязанностей.

Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.

Принцип гласности предполагает, например, открытое рассмотрение административно-процессуальных дел, проведение процесса в нерабочее время, по месту работы, жительства или учебы правонарушителя.

Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно-процессуальных действий, включая исполнение принятого решения.

Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.

Контрольные вопросы

  1. Понятие и признаки административного процесса.
  2. Виды административно-процессуальной деятельности.
  3. Административные процедуры и производство.
  4. Принципы административно-процессуальной деятельности.
  5. Правовое регулирование административного процесса.

Источник: https://be5.biz/pravo/a037/18.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.