Процессуальная деятельность это

Основные виды процессуальных действий

Процессуальная деятельность это

Процессуальная деятельность состоит из множества отдельных действий.

Всякая совокупность или множество в целях изучения подвергается классификации. Классификация – это не только деление множества на виды, но и определение этих видов. Тот признак, который служит основанием классификации, входит также и в определение понятия о них.

Наиболее существенным признаком классификации уголовно-процессуальных действий является их цель. Она, как указывалось ранее, скрывает в себе причину совершения любого действия.

На ее основе можно выделить: 1) действия по собиранию доказательств, 2) принудительные действия по обеспечению нормального хода предварительного расследования и суда, 3) действия по обеспечению прав и законных интересов заинтересованных лиц, 4) надзорные и контрольные действия прокурора и суда. Рассмотрим названные виды процессуальных действий по порядку.

Действия по собиранию доказательств

Понятие доказательств подробно рассматривается в специальной главе данного пособия. Сейчас же мы будем трактовать их как сведения, на основе которых органы дознания, следователь, прокурор, суд устанавливают обстоятельства уголовного дела. Согласно ст.

86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных законом.

К иным процессуальным действиям относятся получение заключения специалиста, истребование предметов и документов, с помощью которых можно установить какие-либо обстоятельства по делу, а также принятие предметов и документов, добровольно представляемых какими-либо участниками процесса – подозреваемыми, обвиняемыми, их защитниками и любыми лицами, учреждениями, предприятиями и организациями[1]. К непроцессуальным способам получения доказательств относят производство ревизий и документальных проверок, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий. Однако следует учитывать, что сведения, полученные непроцессуальными способами, требуют введения их в процесс через производство процессуальных действий, о чем будет сказано ниже.

Из предусмотренных способов собирания доказательств главным являются следственные действия. Это объясняется следующими обстоятельствами.

На практике подавляющее большинство доказательств по уголовным делам собирается именно путем их проведения.

Документы, фиксирующие производство следственных действий (протоколы допросов, осмотров, обысков, опознаний и других действий), составляют, как правило, основную массу материалов дела.

К следственным действиям относятся: допрос, очная ставка, предъявление для опознания, выемка, обыск, осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, экспертиза, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Следственные действия осуществляются в условиях, обеспечивающих достоверность получаемых доказательств.

К таким условиям относятся, например, наличие понятых при производстве некоторых следственных действий, строгое запрещение добиваться показаний допрашиваемых лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер, предупреждение об уголовной ответственности за отказ от показаний и за дачу ложных показаний свидетеля, потерпевшего, эксперта и т.д.

Другие указанные способы собирания доказательств обычно требуют после себя совершения следственных действий, с тем чтобы фактические данные были получены в процессуальной форме.

Так, после принятия предметов и документов от участников процесса или иных граждан необходимо провести допрос соответствующих лиц, осмотр представленных предметов и документов, вынести постановление о приобщении их к делу.

Следственные действия различаются по своей конструкции. Вместе с тем все они имеют в своем содержании нечто общее, что и объединяет их в одну группу. Это общее отражается в понятии о них.

Следственное действие определяется как способ собирания доказательств, представляющий собой регламентированный уголовно-процессуальным законом и осуществляемый органами дознания, следователем, прокурором и судом комплекс познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательной информации.

Из этого определения видно, что следственное действие – это комплекс познавательных и удостоверительных операций. Эти операции специфичны для каждого следственного действия, но все направлены на получение сведений.

Познавательную основу (содержание) всякого следственного действия составляют такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, моделирование, эксперимент, опрос, описание.

Одни действия приспособлены к получению информации, которая сохраняется в памяти в виде образов и понятий: разные виды допросов, очная ставка, опознание.

Другие действия направлены на изъятие информации, заключенной в предметах и процессах материального мира и воспринимаемой как протяженность, форма, объем, цвет, запах и т.д. К следственным действиям этой группы относятся осмотр, обыск, выемка, следственный эксперимент, экспертиза.

От следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, надо отличать оперативно-розыскные действия, предусмотренные федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[2], которые нацелены на раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших.

Оперативно-розыскными действиями, согласно закону, могут быть: опрос граждан, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и другие. При помощи указанных действий также получают сведения об обстоятельствах преступления. Но они не могут выполнять роль доказательств напрямую, поскольку не облечены в процессуальную форму, добываются в условиях тайны и у них нет гарантий достоверности.

Получаемая перечисленными оперативно-розыскными мероприятиями информация направлена на то, чтобы создать условия для проведения процессуальных следственных действий. По многим делам только посредством указанных действий становится ясно, кого можно допросить в качестве свидетеля, у кого следует провести обыск и выемку, кому необходимо предъявить обвинение в совершении преступления1.

Результаты оперативно-розыскных действий могут использоваться в доказывании, то есть быть доказательствами по делу, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.

Иначе говоря, сведения, полученные путем оперативно-розыскных действий, должны (чтобы стать доказательствами) быть проверены путем следственных действий – допросов, осмотров, обысков, выемок и т.д. (ст. 89 УПК РФ).

Порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, регламентирован соответствующей инструкцией.

В ней закреплена процедура взаимодействия указанных органов, сам процесс передачи и рассекречивания передаваемых сведений20.

В заключение надо отметить, что именно на основе получаемых в ходе следственных действий доказательств принимаются процессуальные решения, в которых подводятся итоги отдельных стадий и уголовного процесса в целом. Их иногда называют решениями о направлении процесса.

Так, на стадии предварительного расследования может быть принято обвинительное заключение. В этом решении на основе полученных доказательств указывается, кто, где, когда и какое совершил преступление, излагаются все другие обстоятельства.

В резолютивной части обвинительного заключения содержится формулировка обвинения в отношении лица, которое, по мнению следователя, совершило преступление. [3] [4] В результате судебного разбирательства на основе доказательств, исследованных судом, выносится приговор – решение о виновности или невиновности подсудимого и применении или неприменении к нему наказания.

Источник: https://studref.com/443454/pravo/osnovnye_vidy_protsessualnyh_deystviy

Элементы уголовного процесса

Процессуальная деятельность это

Определение 1

В широком смысле под уголовным процессом понимается основанная на уголовно-процессуальном законе система отношений между властными и невластными участниками, связанных с реализацией нормы уголовного закона и привлечением виновного лица к уголовной ответственности.

Как и любая система, уголовный процесс представляет собой взаимосвязанную совокупность, множество элементов, которые образуют новое явление, не тождественное простой сумме элементов.

Определение 2

Элемент уголовного процесса (от лат. “elementum”) – часть производства по уголовному делу, в совокупности с иными элементами образующая систему уголовного процесса.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В качестве элементов, образующих уголовный процесс, принято рассматривать:

  • уголовно-процессуальную деятельность;
  • уголовно-процессуальные правоотношения;
  • уголовно-процессуальное право.

Все эти элементы тесно связаны друг с другом: содержанием уголовно-процессуальной деятельности являются правоотношения, для которых эта деятельность выступает формой; уголовно-процессуальное законодательство представляет собой нормативную модель процесса, в то время как и деятельность, и правоотношения – это форма «жизни» правовых предписаний.

Уголовно-процессуальная деятельность

Определение 3

Уголовно-процессуальная деятельность – это система определенных в законе действий лиц, участвующих в производстве по уголовному делу.

Субъекты уголовно-процессуальной деятельности – это:

  • суд (рассматривающий дело или выносящий промежуточные решения);
  • прокурор, следователь, дознаватель и иные должностные лица, на которые возложена функция обвинения;
  • невластные участники процесса, имеющие интерес в деле (обвиняемый, его адвокат, потерпевший, гражданские истец и ответчик);
  • лица, содействующие отправлению правосудия (свидетель, понятой, эксперт, переводчик).

Особенностью уголовно-процессуальной деятельности является ее стадийность. Стадия уголовного процесса представляет собой этап производства по делу, для которого характерны

  • круг участников;
  • цели и задачи;
  • процессуальная форма (процессуальные и следственные действия);
  • момент начала и окончания;
  • круг принимаемых решений.

При производстве по уголовному делу последовательно должны быть пройдены следующие этапы:

  • возбуждение уголовного дела (доследственная проверка сообщения о преступлении);
  • предварительное расследование (в форме следствия, дознания, сокращенного дознания);
  • подготовка к судебному разбирательству (в общем порядке или в предварительном слушании);
  • судебное разбирательство (в общем или особых порядках);
  • апелляционное разбирательство (производство в суде второй инстанции);
  • кассационный пересмотр;
  • надзорный пересмотр;
  • возобновление дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (экстраординарная стадия).

Обязательной стадией в российском уголовном процессе является только стадия возбуждения дела, на которой в уголовном преследовании может быть отказано. Несмотря на стройную систему стадий, производство в них достаточно дифференцировано в зависимости от предмета разбирательства (преступления) и волеизъявления сторон (суд присяжных, особый порядок судопроизводства).

Замечание 1

Собственная последовательность имеется и при решении частных вопросов судопроизводства (применение мер принуждения, получение судебных санкций на следственные действия), однако стройной нормативной системы она имеет.

Уголовно-процессуальные отношения

В ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности между ее участниками возникают правовые отношения, которые могут быть охарактеризованы через

  • объект – общественное отношение, благо, по поводу которого возникает отношение (право на свободу и личную неприкосновенность, решение вопроса о виновности);
  • субъекты – лица, между которыми возникает отношение (задержанный и орган внутренних дел, лицо, заявившее ходатайство, и лицо, его рассмотревшее);
  • содержание – права, обязанности и ответственность субъектов.

Уголовно-процессуальное право

Как и уголовное право, уголовно-процессуальное право основывается на нормах позитивного права, который должны явно и недвусмысленно регулировать отношения по поводу рассмотрения и разрешения уголовного иска.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/elementy_ugolovnogo_processa/

Административно-процессуальной деятельности

Процессуальная деятельность это

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Административно-процессуальная деятельность, являясь одним из видов юридического процесса, одновременно является деятельностью исполнительных органов публичной власти (государственной, муниципальной) и Банка России, которая осуществляется в процессуальной форме и регулируется процессуальными нормами.

Административно-процессуальная деятельность характеризуется рядом специфических признаков.

1. Административно-процессуальная деятельность- вид юридического процесса, обладающий всеми присущими ему признаками (властный характер деятельности, регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами, деятельность, направленная на достижение определенных юридических результатов, деятельность, оформляемая в форме документов).

2. Административно-процессуальная деятельность- часть управленческой исполнительно-распорядительной деятельности, подлежащей правовой регламентации.

3. Административно-процессуальная деятельность является также нормативно-установленной формой упорядочения правовых документов.

4. Административно-процессуальная деятельность тесно связана с материальным административным правом. Административно-процессуальная деятельность – это такая нормативно урегулированная деятельность, в ходе осуществления которой выявляются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений.

5. Административно-процессуальная деятельность включает большое количество видов производств, отличающихся друг от друга характером дел, регламентируемых административно-процессуальными нормами.

6. Административно-процессуальная деятельность «обслуживает» нормы других отраслей права, за исключением конституционного и уголовного.

Таким образом, основные особенности административно-процессуальной деятельности заключаются в том, что она является специфическим и реализуемым в определенной последовательности (то есть динамическим) способом осуществления публичной исполнительной власти; юридической деятельностью, урегулированной процессуальными нормами, а также деятельностью, с помощью которой и достигается юридический результат в сфере функционирования публичной власти.

В систему принципов административно-процессуальной деятельности входятLоткуда, где сноска

1) принцип законности (закреплен в Конституции РФ, статья 15);

2) принцип объективности (материальной истины);

3) принцип равенства сторон;

4) принцип обеспечения охраны прав субъектов административного процесса;

5) принцип гласности административного процесса;

6) осуществление процесса на национальном языке;

7) принцип эффективности процесса;

8) принцип самостоятельности принятия решения;

9) принцип двухступенности административного процесса;

10) принцип ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса и за принятый акт (решение, постановление и т.д.);

11) принцип активности правоприменяющих органов;

12) принцип сочетания интересов личности, общества и государства.

Все перечисленные принципы административно-процессуальной деятельности тесно взаимосвязаны и реализуются посредством друг друга.

Существуют различные подходы при решении вопросов структурирования и классификации административного процесса (административно-процессуальной деятельности).

Некоторые ученые-административисты предлагают трехуровневую структуру административного процесса, проводя подразделение вначале на виды административных процессов, а затем уже на виды административных производств в составе административных процессов[1].

Отдельные авторы предлагают двухуровневую структуру, разделяя единый административный процесс только на производства, среди которых нашло свое место и лицензионное производство[2].

Что же касается видов классификации административного процесса (административно-процессуальной деятельности), то необходимо указать на их разнообразие. Так, Кононов П.И.

различает два вида административного процесса: административно-регулятивный и административно-охранительный, а В.Д.

Сорокин считает, что есть только один административный процесс, складывающийся из трех видов производств: административно-правотворческого, административно-правонаделительного и административно-юрисдикционного[3].

С точки зрения управленческого подхода при определении структуры административного процесса логичнее использовать такое понятие, как административно-процессуальная деятельность.

И.В.

Пановой и другими последователями данной школы в понятие «структуры административно-процессуальной деятельности» наряду с административными производствами включены и два других элемента: стадии административного процесса, а также процессуальный режим, то есть принципы, действующие в административно-процессуальной сфере, средства, способы их реализации и реально сложившиеся гарантии.(сноска)

И.В.

Панова предлагает классифицировать административно-процессуальную деятельность исходя из предметного содержания, то есть характера индивидуально-конкретных дел. Несмотря на внутреннее единство административно-процессуальной деятельности в целом и юридического процесса вообще, ею выделяются три вида административно-процессуальной деятельности: административно-нормотворческий, административно-правопримени-тельный и административно-юрисдикционный[4].

Считаем, что такая классификация правомерна, т.к. позволяет группировать индивидуально-конкретные дела с учетом их предметного содержания и специфики, которые в свою очередь обуславливают специфику норм, регулирующих решение этих дел.

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс – это вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную неюрисдикционную деятельность широкого круга исполнительных органов публичной власти и Банка России по реализации прав и обязанностей индивидуальных и коллективных субъектов в сфере управления, осуществляемой в административно-процессуальной форме.

Анализ юридической литературы позволил выделить следующие виды производств административно-правонаделительного процесса:

1) производство по обращениям, заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;

2) разрешительное (лицензионное) производство (в структуре административно-правонаделительного процесса данный вид производства стали выделять недавно, при этом используя различную терминологию, называя это производство «разрешительным (лицензионным)», «разрешительно-лицен-зионным», «лицензионным»), нам представляется достаточно обоснованным использование термина «лицензионное производство»;

3) регистрационное производство;

4) учредительное (организационное) производство;

5) кадровое (служебное) производство (производство по комплектованию личного состава);

6) административно-договорное производство;

7) приватизационное производство (наличие объемного законодательного материала о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации позволяет ставить вопрос о приватизационном производстве как виде административно-правонаделительного процесса) и др[5].

Лицензионное производство включает в себя подачу заявления гражданами или юридическими лицами о разрешении совершать определенные действия; решения соответствующих должностных лиц или органов дать разрешение или отказать в нем; легальную возможность лица приобрести желаемое право или совершить действие, а также выполнять дополнительные обязанности.

Лицензионное производство является самостоятельной формой процессуальной деятельности и характеризуется следующими признаками:

1) стоящие перед ним задачи и целевое назначение ориентированы на активное, добросовестное выполнение определенными субъектами публичной власти своих полномочий;

2) осуществляется широким кругом субъектов;

3) результатом деятельности всегда является индивидуально-конкретное решение, содержащее властное, волевое изъявление субъекта.

Для лицензионного производства характерно наличие специфических правоотношений, которые являются, прежде всего, властеотношениями, так как субъекты неравноправны.

Лицензионный орган, являясь властным субъектом, контролирует деятельность лицензиата, имеет право вмешательства в эту деятельность в целях приведения ее в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями, приостанавливая или даже полностью прекращая лицензионную деятельность. Лицензионные отношения лежат вне плоскости гражданского законодательства, т.к.

лицензионные отношения могут существовать только между органами государства, осуществляющими лицензирование отдельных видов деятельности (лицензиаром) и лицензиатом, лицензионных отношений между хозяйствующими субъектами не существует.

Лицензионные правоотношения являются необходимым условием для осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.

Таким образом, лицензионное производство является важным элементом (одним из семи наиболее значимых видов производств) административно-правонаделительного процесса, являющегося в свою очередь одним из видов адмиинистративно-процессуальной деятельности (наряду с административно-нормотворческим и административно-юрисдикционным)[6].

Лицензионное производство является самостоятельной формой процессуальной деятельности и характеризуется следующими признаками: стоящие перед ним задачи и целевое назначение ориентированы на активное, добросовестное выполнение определенными субъектами публичной власти своих полномочий, разрешительно-лицензионное производство осуществляется широким кругом субъектов, результатом деятельности всегда является индивидуально-конкретное решение, содержащее властное, волевое изъявление субъекта. (зачем дублирование)

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒ Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 2277 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/6-76600.html

Уголовно-процессуальная деятельность и уголовно-процессуальные отношения, уголовно-процессуальная форма

Процессуальная деятельность это

Уголовно-процессуальная деятельность — это система процессуальных действий, совершаемых как органами государства, так и всеми участвующими в деле лицами. Эта деятельность не сумма разрозненных действий, а единая система действий, в основе которой лежит единство задач и принципов уголовного процесса.

Круг субъектов, вступающих в уголовно-процессуальные правоотношения, разнообразен: гос. органы и должностные лица, граждане, представители общественных объединений. Но одним из участников уголовно-процессуального правоотношения всегда является государственный орган (должностное лицо), компетентный осуществлять уголовно-процессуальную деятельность и наделенный властными полномочиями.

Уголовно-процессуальные отношения возникают с момента появления повода к возбуждению уголовного дела. Во всей полноте они находят свое проявление и развитие в стадии возбуждения уголовного дела и при дальнейшем производстве по нему. Центральным в системе уг.-процессуальных отношений является правоотношение между судом и подсудимым.

Особенности уголовно-процессуальных правоотношений состоят в следующем: а) эти отношения носят государственно-властный характер и складываются независимо от воли участников процесса, в силу предписаний закона; б) они неразрывно связаны с уголовно-процессуальной деятельностью, т. е. с системой урегулированных законом действий участников процесса; в) специфический круг участников уголовно-процессуальных правоотношений (одна из сторон в них – это всегда государство в лице соответствующих компетентных должностных лиц); г) они тесно связаны с уголовно-правовыми отношениями.

Уголовно-процессуальная форма представляет собой установленный законом всеобщий, единый и обязательный порядок производства по уголовным делам в целом, а также реализации отдельных уголовно-процессуальных отношений, в частности.

Под всеобщностью процес. формы следует понимать требование, предусматривающее единый для опред. категории дел порядок производства, кот. не зависит от их объема или сложности.

Единство процессуальной формы заключается в одинаковом порядке производства по уголовным делам на всей территории России. Уголовно-процессуальное законодательство отнесено к федеральному ведению, а это исключает возможность субъектов Федерации устанавливать свой особый порядок уголовного судопроизводства.

Некоторым исключением из единства процессуальной формы является положение, согласно которому субъекты РФ, имеющие статус республик, вправе осуществлять уголовное судопроизводство на своем государственном языке.

Обязательность процессуальной формы заключается в точном и неукоснительном исполнении участниками уголовного судопроизводства ее предписаний.

8. Принципы презумпции невиновности и обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Право на защиту представляет собой совокупность процессуальных средств, используя которые он может противостоять против выдвинутого обвинения. Это право знать, в чем он обвиняется, оспаривать участие в соверш.

преступления, опровергать док-ва, представлять доказательства, защищаться средствами и способами, не запрещенными законом.

Защиту по уголовным делам должны осуществлять адвокаты. В подтверждение своего адвокатского статуса защитник предъявляет удостоверение адвоката, а в подтверждение того, что ему поручена защита, ордер. Участие защитника обязательно, если подозреваемый, обвиняемый: – не отказался от защитника; – является несовершеннолетним;

– в силу физ. или псих. недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

– не владеет языком, на кот. ведется производство;

– лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения или смертной казни;

– уг. дело подлежит рассмотрению судом с участ. присяжных засед.;

– при реализац. права на возможность свободного выбора защитника.

Обвиняем. и подозреваем. им. право на бесплатную юр. помощь адвоката, назначаемого по реш. суда, прокурора, следователя, дознавателя. Нарушение права на защиту влечет отмену приговора.

Принцип презумпции невиновности представлен в Конституции, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда».

Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Закон считает обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Только в момент вступления приговора суда, осужденный может считаться виновным в совершении преступления и подвергаться мерам уголовного наказания.

До этого момента любые публичные утверждения о виновности лица либо ограничение прав обвиняемого будут нарушением этого принципа.

Назначение презумпции невиновности обеспечивает всестороннее и полное исследование обстоятельств дела, исключает обвинительный уклон, защищает права лица, привлеченного к уголовной ответственности.

Источник: https://cyberpedia.su/14x59f7.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.